Графика И.Е.Репина в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств
В Ирбитском государственном музее изобразительных искусств находится четыре графических работы: три офорта, полученных в 1977 году в дар от Русского музея, и автолитография, приобретенная директором ИГМИИИ В.А.Карповым в одной из петербургских антикварных лавок в 1993 году.
Традиционным для русских графиков видом гравюры была ксилография. Репин - мастер быстрого рисунка карандашом, один из тех, кто способствовал утверждению самостоятельного значения в искусстве натурных зарисовок. Офорт по своим художественным эффектам близок быстрому рисунку пером или карандашом. Вероятно, как и импрессионистов, офортная техника привлекла Репина своей гибкостью, живописностью и легкостью освоения.
Рассмотрим, к примеру, работу «В ложе театра» - офорт с неустановленной датировкой. Основу композиции составляет смеющаяся публика, которая расположилась за кольцом перил театральной ложи. Движение голов, с интересом склоненных к невидимой сцене и, наоборот, отстранившихся назад в приступах хохота, образует зигзагообразную линию. Паутинки быстрых, спутанных штрихов, яркие контрасты света и тени, получившиеся путем повторного травления доски, действительно, напоминают перовой рисунок. Головы на первом плане словно выхвачены из полумрака, тонкие штрихи подчеркивают объем, лица на дальнем плане - размыты, обобщены сплошной штриховкой. Анализ манеры исполнения (обобщенность и динамичность штриховки, игра пятнами) свидетельствует, скорее, о внимании художника к эмоции, нежели о желании передать социальный характер публики.
Главный герой композиции - смех. Несколько персонажей офорта «В ложе» обладают сходными чертами с запорожцами («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880). Создается впечатление, будто Репин переодел запорожцев во фраки и сюртуки и усадил в театральные кресла. Мимика лица, разворот фигур, жесты - все выдает в них героев гоголевского сюжета. Так, например, толстый буржуа с круглым лицом, усами и небольшой бородкой, сидящий в ложе на первом плане, запрокинув голову, растянул рот в щербатой улыбке подобно казаку Голоте1, который изображен за писарем в «Запорожцах».
Условность рисунка, или по-другому - застылость часто мешает художнику передать смех. Хохот динамичен. Репин использует многофигурную композицию, чтобы развернуть физиогномику смеха. Казачьи усы, по-кошачьи зажмуренные глаза, улыбки, всплески рук, хохочущие рты - искренний смех публики, увлеченной недоступным нашему взору зрелищем, также заразителен как «гомерический хохот» удалых воинов Сечи. Витальному смеху запорожцев предшествовал смех толпы иудеев в картине И.Крамского «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский!», 1870-1880-е гг.). Крамской решает нравственно-философскую задачу, противопоставляя смеющуюся массу людей с застылыми жестами и выражениями лиц сосредоточенной фигуре Христа. Смех этих персонажей отталкивает зрителя, тогда как смех репинских героев заражает, вызывает любопытство.
«Портрет Ц. Кюи»2 (1900) – характерный пример автолитографии, где Репин, работая литографским карандашом, остается верен приемам работы графитом. Известно, что с 1890-х годов в рисунке Репина преобладает эскизная манера: в хаосе линий и растушевок проявляется или, другими словами, «нащупывается» форма.
В 1880-х гг. Репин написал живописный портрет Кюи, сидящего в кресле (1890). В рассматриваемой автолитографии он изобразил его погрудно, передав характерный для Кюи жест меланхолии и скепсиса: рука, подпирающая голову. Композиция портрета диагональная: за счет выдвинутого вперед локтя и разворота плеч создается впечатление, будто фигура изображенного надвигается на зрителя. Это чувство усиливается прямым взглядом из-под чуть скосившихся очков. Репин также активно использует прием контраста на уровне техники: плавные круглящиеся линии, короткие штрихи применяет в рисунке головы и изящной руки композитора-критика и, наоборот, резкие, угловатые и лохматые широкие движения литографского карандаша присутствуют в складках и форме военного кителя, который кажется ему немного великоватым. В отличие от автолитографий В.Серова, который часто несколькими линиями намечал фигуру и руки портретируемого, акцентируя внимание на лице, Репин стремится заполнить все пространство листа, выдержать некоторые тональные соотношения.
Темно-серый литографский оттиск отличается от настроения более раннего живописного портрета: усложняется образ и характер без лоска и мягкости цвета. Репин сделал живописный портрет Кюи на рубеже карьеры музыкального критика: с 1875-х гг. взгляды Кюи, пропагандировавшего принципы народности в музыке, устаревают. Портретная автолитография совпала с угасанием творческой активности композитора на рубеже 1900-х годов.
1 Прототип Голоты - Никишка, кучер украинского коллекционера и мецената В.В. Тарновского. Репин зарисовал его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.
2Кюи Цезарь Антонович (1835 - 1918) – русский композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка; профессор военной фортификации.
Ю.Зверева, Ирбитский государственный музей изобразительных искусств