Произведения И.Е.Репина в Нижнетагильском музее изобразительных искусств
Всем известно, какую огромную роль сыграло творчество Ильи Ефимовича Репина в истории русской культуры. И потому так ценно все, что связано с его именем.
В коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств хранится шесть произведений, исполненных великим художником. Среди них – живописный портрет Г.Г.Ге, поступивший в 1946 году из Государственной закупочной комиссии. Он был написан Репиным в 1895 году, в тот период творчества, когда начинался его известный отход от передвижников и поворот к живописным исканиям, склонение в сторону «искусства для искусства». Репин в это время все чаще задумывается о качестве живописи, об исполнении картины на высоком художественном уровне. В одном из писем критику В.В.Стасову он так сформулировал свои творческие взгляды: "Но, переходя к действительной задаче искусства, к поэзии жизни, к правде пластики, значительности, выразительности сюжетов, к новизне, самобытности … жизненной красоте, - я все же назову и здесь художественным исходя из принципа – как, а не что"1. В 1890-е годы появляется ряд произведений, написанных Репиным свободно, широко, со значительным обобщением деталей. Тогда же создан и портрет Ге.
Георгий Григорьевич Ге – племянник знаменитого художника Николая Ге, в год написания картины был известным в Петербурге актером Александринского театра. Как близкий знакомый Репина он часто бывал в его доме. Ге был исполнителем ролей Яго в «Отелло» и Клавдия в «Гамлете», Ивана Грозного в пьесе А.Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, он сам был автором нескольких пьес – «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». Впоследствии заслуженный артист РСФСР Г.Г. Ге был интересным человеком, умеющим тонко ценить искусство. Известно его письмо к Репину по поводу картины «Запорожская вольница», где проявились незаурядность, одаренность его личности. Этим, а также красивой, эффектной внешностью привлек он Репина как художника. Портрет написан широко, свободно. Мастерски вылеплена голова артиста, уверенно-обобщенно «взят» костюм. В написании же фона и антуража (угол стола, книги, кусок драпировки) художник ограничивается лишь намеком, в то время как раньше, до принятия теории «искусство для искусства», усердно прописывал бы и эти места. Как всегда у Репина мазки положены точно, энергично. Колорит портрета взволнован, эмоционален. Скользящий свет активно выявляет красивые формы лица, кисти рук. Диагональное расположение фигуры на холсте подчеркивает ее пластику, элегантность. И здесь Репин остается самим собою, не ограничиваясь решением только формальных задач. Образ, созданный им в портрете Ге, исполнен жизненного трепета. Правда, нельзя не заметить и известной доли идеализации образа, некоторой манерности, но это можно отнести не только к стилю художника, но и к самому артисту – баловню публики.
В числе других портрет Ге экспонировался Репиным на 28-й выставке передвижников. Отклики о нем были разные. Газета «Московские новости», например, в дни выставки писала: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина. Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещенный в каталоге, портрет покойного Т.И.Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры»2. А «Петербургская газета» в том же году отзывалась о портрете так: «...Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным, Г.Ге на портрете больше jeune premier, чем актер на характерные роли»3. Сам же Репин об этом портрете в письме к Г.Г.Ге от 4 февраля 1906 года писал: «…А мне он показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи»4.
Известно, что некоторое время портрет находился у автора, затем в частной коллекции (возможно в семье Г.Г.Ге), откуда, видимо, и поступил в Государственную закупочную комиссию, и затем в Нижнетагильский музей.
Небольшой этюд с погрудным изображением украинца – еще одно живописное произведение Репина в коллекции музея. На нем изображен мужчина в национальных одеждах, с «запорожскими» усами и серьгой в одном ухе. Взгляд исполнен внутренней силы. Холст хранит следы натурной работы. На нем стоит авторская подпись и дата – 1884 год. Это время работы Репина над картиной «Запорожцы», которую он писал с 1878 по 1891 гг. Однако известно, что интерес к жизни и быту украинцев проявился также во многих других картинах художника: «На досвiках», «Гопак». Особенно тщательно изучал Репин жизнь дорогой ему Украины (ведь он родился там, в Чугуеве, на Харьковщине), увлекшись идеей создания полотна «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Трижды, в 1880, 1888, 1890 годах художник совершал длительные путешествия на Украину и на Кубань. Результатом поездок стало огромное количество этюдов и рисунков, которые потом многократно перерабатывались. Не исключено, что и этюд из Нижнетагильского музея является частицей творческого труда живописца в процессе рождения одного из лучших его произведений. В 1944 году он был приобретен местным краеведческим музеем у москвички Тащилиной, жившей в это время в эвакуации в Нижнем Тагиле, а в 1951 году поступил в музей изобразительных искусств.
Другое произведение И.Е.Репина на запорожскую тему в коллекции Нижнетагильского музея – офорт «Запорожец за Дунаем», посвященный «собрату» Репина по искусству художнику Александру Карловичу Беггрову. Об этом свидетельствует гравированная авторская надпись по нижнему краю изображения: "посвящается Беггрову". По всей вероятности, произведение можно датировать тем же промежутком времени, что и этюд «Запорожец» - 1880-е гг. – время увлечения Репиным «запорожской» темой, или несколько позже - 1890-ми годами, в период пластических поисков, о чем свидетельствует повышенный интерес к мастерски положенным штрихам. В хаосе быстрых, точно положенных штрихов, так ясно передающих знаменитый репинский темперамент, рождается фигура присевшего на корточки запорожца, почти пригнувшего голову к коленам, которые он плотно охватил руками. Этюд масляными красками и офорт - близки в характерности типажей, профессионализме, и прекрасно передают широту творческой натуры автора.
Опытов И.Е.Репина в декоративно-прикладном искусстве известно немного. Тем больший интерес вызывает расписанное им блюдо, в центре которого, на орнаментальном фоне, дано погрудное изображение красивой женщины восточного типа в воинском шлеме, а по краям, между легкими арабесками, вплетена фраза из Корана на арабском языке. Блюдо было исполнено в Париже в 1876 году, о чем свидетельствует авторская подпись и надпись рукой художника, помещенные тут же среди растительного орнамента.
Известно, что в тех годы группа русских художников, в основном пенсион ПАХ, организовала в Париже так называемую русскую керамическую мастерскую или «общество пишущих на лаве». Это было одним из источников заработка русских художников за границей, так как того содержания, которое давала Академия, было недостаточно. О работе керамический мастерской Репин писал из Парижа конференц-секретарю АХ П.Ф.Исееву 5 марта 1876 года: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват. Количество и качество работ растет с неимоверной силою, от первого у нас ломятся полки; а последнему и французы начали отдавать уважение»5. В это же время Репин работал над картиной «Садко», и для фигуры персиянки в ней он нашел «чудесную модель». Эта же натурщицу художник изобразил на блюде. Роспись исполнена с истинно художественным чутьем, пониманием особых законов декоративной живописи, ее зависимости от формы украшаемого предмета. В 1954 году блюдо было приобретено музеем у частного лица – И.И.Пермина (Перминаса), жившего во время войны на Урале.
В Нижнем Тагиле хранятся и две графические работы И.Е.Репина – рисунок карандашом с акварелью и офорт. Первый является одним из эскизов к известной картине «Отказ от исповеди», хранящейся в Третьяковской галерее. Художник долго вынашивал тему этой картины, навеянную освободительной борьбой русских революционеров. К ней он создал множество эскизов. Представить отношение Репина к духовенству нетрудно, для этого достаточно вспомнить такие его картины, как «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии». Особенно же остро оно появилось в работе "Отказ от исповеди". Сюжет картины был подсказан стихотворной поэмой «Отказ от исповеди», прочитанной Репиным в 1879 году в нелегальной «Народной воле» (впоследствии, когда картина была уже написана, Репин узнал, что автором поэмы был Н.М.Виленкин – литературный псевдоним Н.Миленский – и подарил эту картину ему, а позднее ее приобрел у Виленкина П.М.Третьяков).
На тагильском эскизе вверху рукой автора написано:" … грех? Бедных и голодных как братьев я любил?"... В оригинале эта часть поэмы звучит так: «Прости, Господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев полюбил…». Репин делал надпись по памяти спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл. Отказ от исповеди перед казнью, выражение презрения к ханжеству духовенства было явлением очень распространенным в 1870-1880-е годы, когда Репин работал над своей картиной. Он знал, что многие революционеры гордо отказывались от покаяния, уверенные в своей правоте, и сочувствовал им. Тем более, что по отношению к революционерам духовенство выступало еще и как союзник царизма, играя роль, по выражению М.А.Бестужева, "презренного шпиона": исповедь широко использовалась в целях доноса.
Эскиз из нижнетагильского музея – одно из первых обращений художника к картине «Отказ от исповеди». Известный историк искусства И.С.Зильберштейн предполагает, что к 1880 году Репин сделал на этом листе карандашный набросок одного из композиционных вариантов своего замысла, а в 1913 году, по просьбе какого-то собирателя, завершил работу над рисунком и прошел его акварелью…6 Поэтому на рисунке стоят две, столь отдаленные друг от друга, даты. В отличие от самой картины, на эскизе и священник и узник повернуты лицом к зрителю. И несмотря на то, что узник решительно отвернулся от противника, лицо его недостаточно выразительно, хотя и не лишено непреклонности. А вот фигура священника в позе просителя и с выражением мольбы в лице, вероятно оставила Репина неудовлетворенным. В дальнейшей своей работе над картиной он стремится к воплощению острого и непримиримого духовного поединка. Именно это восхитило В.В.Стасова, когда он впервые увидел эскиз в мастерской Репина.
Другое репинское графическое произведение из музейной коллекции – офорт «В верхнем ярусе театра» - изображает смеющуюся публику в театре, по-видимому, во время исполнения водевиля. В 1971 году он поступил из Государственного Русского музея. Оттиск, вероятно, новый, выполненный с оригинальной доски. В коллекции Третьяковской галереи находится большой репинский рисунок, изображающий ряд лож театра со смеющейся публикой. Видимо, Репин не раз обращался к этому сюжету: его занимала проблема передачи смеха в различных ситуациях, а театр – благодатнейшая почва для ее изучения (эта же проблема решалась Репным и в «Запорожцах»). Надо сказать, Репин мало занимался печатной графикой. Работы его в этой области малочисленны. Как утверждает И.Э.Грабарь в своей двухтомной монографии о художнике, офортов у него не наберется и одного десятка7 – вот почему этот офорт представляет особый интерес.
Таким образом, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств собраны хотя и немногочисленные, но разные по времени и технике работы И.Е.Репина, позволяющие зрителям познакомиться с разными сторонами его творчества.
1И.Грабарь. Репин. М., Наука, 1964, т.2, с. 122
2Московские ведомости. 1900, № 119, с. 4
3Петербургская газета. 1900, № 58, с. 2
4Новое о Репине. Л., Художник РСФСР, 1969, с. 74
5Новое о Репине. Л., Художник РСФСР, 1969, с. 356
6Новое о Репине. Л., Художник РСФСР, 1969, с. 356
7И.Е.Репин. Сборник докладов и материалов Академии художеств СССР. М., 1952, с. 67
Г. Курманаевская
Редакция - Е.Ильина, зам. директора по науке
Нижнетагильского музея изобразительных искусств