Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Виртуальные филиалы

  • Map of the project
  • Branches
    • Delhi
    • Kankaanpaa
    • Kankaanpaa
    • Kohtla-Jarve
    • Kotka
    • Lahti
    • Lahti
    • Lappeenranta
    • Lappeenranta
    • Leuven
    • Mons
    • Turku

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"
Государственный художественный музей Алтайского края

Общая информация
События
Для посетителей
Медиатека филиала
Пресса
Прогулки по городу
Проекты

Прогулки по городу

>>>Прогулки с виртуальными филиалами

"БАРНАУЛ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ" Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края и мастерских барнаульских художников Выставка посвящена 280-летию города Барнаула

150 лет назад, зимой 1856-1857 годов, в Барнауле жил известный географ, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской академии наук Петр Петрович Семенов (впоследствии – Семенов Тян-Шанский). Ученый нашел жителей Барнаула образованными и культурными, а сам город - прекрасным. Он сравнил Барнаул с Афинами – культурным и научным центром Древней Греции, назвав его Сибирскими Афинами.

С момента пребывания Семенова Тян-Шанского в Барнауле город разросся, сильно изменился его внешний облик, но и в наши дни Барнаул по праву является одним из красивейших городов Сибири. Неслучайно многие художники обращаются в своем творчестве к образу Барнаула, изображая его архитектурные памятники, современные проспекты и тихие улочки. Их произведения можно назвать художественной летописью Барнаула, но летопись эта, созданная изобразительными средствами, необычна, так как она доносит до нас восприятие и отношение к городу художников разных поколений.

Одним из первых профессиональных художников, работавших в Барнауле на рубеже XIX-XX веков, был Андрей Осипович Никулин (1878-1945). Родному городу художник посвятил серию живописных произведений, написанных с натуры. Отличающиеся импрессионистической свежестью, наполненные светом, работы Никулина «Последние лучи. Барнаул», «Барнаул. Вечер», «Окраина Барнаула» хранят то, что уже стало историей – виды Барнаула начала ХХ века.

Художественную и историческую ценность представляет живописная серия городских пейзажей Ивана Евсеевича Харина (1909-1995), художника, стоявшего у истоков формирования и становления Алтайского отделения Союза советских художников, одного из первых его председателей. Это небольшие по формату работы этюдного характера, отображающие Барнаул военного и послевоенного периода: «Краевой театр. Зима» (1942), «Кинотеатр «Родина» (1944), «В старом железнодорожном парке» (1945), «Ленинский проспект после дождя» (1961), «Дом у нового рынка» (1961).

В 1949 году, после окончания Алма-Атинского художественного училища вернулся в Барнаул Михаил Федорович Жеребцов (1927-1997). Одно из ранних произведений молодого художника, посвященное любимому городу, находится в собрании ГХМАК. Это живописное полотно «Октябрьская площадь» (1949), на котором центральная площадь Барнаула предстает еще окруженная деревянными строениями, давно снесенными и забытыми.

Чутко, с любовью изображает виды Барнаула заслуженный художник России, живописец Михаил Яковлевич Будкеев, живущий в городе с 1954 года. Его работы, «Весна. Большая вода» (1970), «Дом на улице Чехова» (1972), «Старый Барнаул» (1982) и другие не только передают вид архитектурных памятников Барнаула, но и рассказывают о жизни, которая протекала на улицах города в 1960 - 1980-е годы. Например, большой интерес представляет работа М.Я.Будкеева «Дом на улице Ползунова» (1983), на которой запечатлен дом Александра Адольфовича Лесневского, являющийся памятником деревянного зодчества начала ХХ века в стиле модерн. Изначально это здание составляло часть обширной усадьбы А.А. Лесневского и располагалось на берегу несохранившегося до наших дней заводского пруда.

Иной, преображенный город предстает в работах Леопольда Романовича Цесюлевича, приехавшего в Барнаул из Риги в 1963 году. Городу, ставшему для него родным, посвятил художник ряд своих живописных и графических произведений, многие из которых сейчас находятся в Государственном художественном музее Алтайского края: «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984) и другие. Нереальный, контрастный колорит картины Л.Р.Цесюлевича «Терема», состоящий из алых и кобальтовых цветов, притягивает к себе, вызывая различные ассоциации. Фантастична и композиция картины: на одной улице художник разместил три архитектурных памятника Барнаула – здание бывшей женской гимназии Будкевич, дом Лесневского и дом купцов Шадриных, придав русской архитектуре черты готики. Очень любят художники изображать старую часть Барнаула с его деревянными и каменными домами рубежа XIX-XX веков, этих немых свидетелей истории города. Но только в наши дни эти дома соседствуют с современными высотными постройками, и люди, которые проходят мимо них, уже другие, нежели чем сто лет назад.

Именно такой контраст старого и нового запечатлел художник Алексей Алексеевич Дрилев в своей работе «Площадь Спартака. Оттепель» (1990). Одно из центральных мест города – площадь Спартака. Тяжелое весеннее небо, начинающий таять снег. На первом плане – люди с лыжами, сумками, ожидающие транспорт, ведут оживленную беседу между собой. А вдаль уходит Красноармейский проспект, который назывался раньше Конюшенным переулком. С одной стороны проспекта - деревянное двухэтажное здание начала ХХ века, дом братьев Шадриных, известный больше под названием ресторан «Русский чай» (в настоящее время - это кафе «Император»), на дальнем плане видно четырехэтажное каменное здание – доходный дом Аверина, построенный в 1915 году и прозванный в свое время жителями Барнаула «Небоскреб», а с другой – современное многоэтажное здание редакции газеты «Алтайская правда».

В 1967 году переехал в Барнаул живописец Виктор Александрович Зотеев. В своих работах, посвященных видам Барнаула, Зотеев с особым трепетом и теплотой отображает и архитектурные памятники города («Кредитный техникум. Барнаул». 1978), и тихие барнаульские улочки, живущие своей размеренной жизнью («Старый дом на улице Чернышевского». 1976), и строящийся развивающийся город («Элеватор. Улица Чехова». 1975). На протяжении 18 лет В.А.Зотеев работал над эпическим полотном «Речной вокзал строится» (1984-2002). Этот впечатляющий и одновременно завораживающий панорамный вид части города создавался художником на основе натурных этюдов, один из которых находится в собрании ГХМАК («Речной вокзал строится». 1976).

Жизнь Барнаула 70-80-х годов ХХ века отражена в изысканных по цвету акварелях Алексея Александровича Югаткина (1926-2001). Работы художника «Штаб Мамонтова» (1974) (бывшее здание гостиницы «Империал»), «Старый Барнаул» (1979), «Октябрьская площадь» (1980) привлекают любовным отношением к натуре. Нанося свободные мазки «по мокрому» в работе «Ленинский проспект после дождя» (1978), художник замечательно передал состояние природы. Только что прошел дождь, еще не успели прохожие закрыть свои зонты. Небо, деревья, постройки отражаются, переливаясь всеми цветами радуги, в зеркальной глади мокрого асфальта. Изображенное на картине место реально и узнаваемо. С одной стороны проспекта мы видим жилой пятиэтажный дом, где раньше на первом этаже размещался детский магазин «Смена», а с другой – небольшое каменное здание аптеки (бывший Католический костел).

Всего в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края, посвященной Барнаулу, представлены произведения 63-х авторов: заслуженного художника России Ю.Б.Кабанова, заслуженного художника России А.Г.Вагина, заслуженного художника России Г.Ф.Борунова, заслуженной художницы России М.Д.Ковешниковой, А.П.Фризена, А.В.Нижегородцева, Ю.А.Чулюкова, П.А.Щетинина и многих других. Для их работ характерны любовь к Барнаулу, внимательное изучение его истории, стремление уловить и передать его жизнь. В эмоциональном восприятии город у каждого художника свой: или яркий и солнечный, или загадочно-таинственный, или поэтически-возвышенный.

В Барнауле немного памятников монументального искусства, но образ города, его лицо, нельзя представить без творений монументалистов. Работы барнаульских монументалистов вошли в градостроительную историю Барнаула и в сознание горожан. Уже давно своеобразной визитной карточкой Барнаула стал знаменитый Демидовский столп – монумент, воздвигнутый в центре Демидовской площади в честь 100-летия горного производства на Алтае по инициативе и при непосредственном участии начальника Колывано-Воскресенских заводов Петра Козьмича Фролова. Памятник был задуман и осуществлен известными барнаульскими архитекторами первой половины XIX века Л.И. Ивановым и Я.Н. Петровым, которые взяли за образец знаменитый Румянцевский обелиск, установленный в саду у Академии художеств в Санкт-Петербурге. Демидовский столп является первым среди известных памятников монументального искусства Барнаула.

Другим, не менее заметным явлением в монументальном искусстве нашего города, но уже ХХ века, было творчество Степана Романовича Надольского. Надольский мастерски исполнил скульптуру фронтона, венчающего Дворец революции (здание бывшей резиденции начальников Алтайских горных заводов, восстановленное в 1923-1925 годах архитектором П.Ф. Федоровским после пожара 1917 года). Горельеф, выполненный в классических формах, изображает герб Советской России, который с двух сторон поддерживают крестьянин и рабочий. Фоном служат машины и механизмы, сельскохозяйственная техника.

С именем Владимира Федоровича Добровольского связано большинство самых известных и значительных произведений, выполненных в различных монументальных техниках. За участие в создании в 1971–1975 годах памятника-обелиска в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В.Ф. Добровольскому было присвоено звание заслуженного художника России.

Памятник-обелиск посвящен памяти 14 000 земляков-алтайцев, погибших на разных фронтах. Основная тема рельефов стелы: героический фронт и тыл, - отсюда ее ассоциативно-архитектурное решение – лезвие штыка прикрывает хлебный колос. Скульптурную же часть монумента представляет двухфигурная скульптурная группа «Прощание», автором которой является барнаульский скульптор Петр Леонидович Миронов. На постаменте - мать с сыном, конкретный сюжет вызывает ассоциацию: Родина-мать провожает своих сыновей. Именно этими мыслями монумент близок всем барнаульцам и любим ими. Монумент установлен на привокзальной площади Барнаула (ныне площадь Победы), откуда тысячи наших земляков уходили на фронт.

В 1980 году Барнаул отмечал свой 250-летний юбилей. Была предусмотрена программа его монументального оформления. Одним из лучших примеров монументальной росписи может служить роспись фасада дома № 76 по улице Гоголя (знаменитый Барнаульский «небоскреб»). «Старый город» так назвал свою композицию художник В.Ф. Тимуш. Очень тактично обошелся он с памятником архитектуры, оживив его фасад сценой из жизни Барнаула начала ХХ века - с дамами, кавалерами, старинным автомобилем и фонарным столбом, с балконами и балюстрадами, с нежно скользящими по кирпичной стене тенями деревьев.

  • Царева Н.С., ведущий научный сотрудник отдела отечественного искусства XX – XXI веков, кандидат искусствоведения, член Союза художников России
  • Дариус Е.И., Федотов А.В., старшие научные сотрудники ГХМАК, члены СХ России
Никулин А.О. Барнаул. ВечерНикулин А.О. Барнаул. Вечер
Никулин А.О. Окраина БарнаулаНикулин А.О. Окраина Барнаула
Харин И.Е. Барнаульский бор. 1963Харин И.Е. Барнаульский бор. 1963
Харин И.Е. Краевой театр. Зима. 1942Харин И.Е. Краевой театр. Зима. 1942
Жеребцов М.Ф. Октябрьская площадь. 1949Жеребцов М.Ф. Октябрьская площадь. 1949
Будкеев М.Я. Старый Барнаул. 1970Будкеев М.Я. Старый Барнаул. 1970
Будкеев М.Я. Дом на улице Ползунова. 1983Будкеев М.Я. Дом на улице Ползунова. 1983
Будкеев М.Я. Дом архитектора Носовича. 1994Будкеев М.Я. Дом архитектора Носовича. 1994
Порошин И.С. На Оби. 1950-1959Порошин И.С. На Оби. 1950-1959
Цесюлевич Л.Р. Терема. 1978Цесюлевич Л.Р. Терема. 1978
Цесюлевич Л.Р. Октябрьская площадь. 1978Цесюлевич Л.Р. Октябрьская площадь. 1978
Борунов Г.Ф. Барнаул. Улица Ползунова. 1971Борунов Г.Ф. Барнаул. Улица Ползунова. 1971 Югаткин А.А. Ленинский проспект после дождя. 1978Югаткин А.А. Ленинский проспект после дождя. 1978 Югаткин А.А. Старый Барнаул. 1979Югаткин А.А. Старый Барнаул. 1979 Югаткин А.А. Октябрьская площадь. 1980Югаткин А.А. Октябрьская площадь. 1980
Зотеев В.А. Барнаул. Кредитный техникум. 1978Зотеев В.А. Барнаул. Кредитный техникум. 1978 Зотеев В.А. Барнаул. Памятник борцам за революцию. 1979Зотеев В.А. Барнаул. Памятник борцам за революцию. 1979 Нижегородцев А.В. Порт вечером. Барнаул. 1988Нижегородцев А.В. Порт вечером. Барнаул. 1988 Дрилёв А.А. Площадь Спартака. Оттепель. 1990Дрилёв А.А. Площадь Спартака. Оттепель. 1990
Коньков В.В. Конюшенный переулок. 1995Коньков В.В. Конюшенный переулок. 1995 Олейников Е.В. Барнаул-City. пр.Социалистический. 2005Олейников Е.В. Барнаул-City. пр.Социалистический. 2005 Надольский С.Р. Дворец революции. Бывший дом начальника Алтайских горных заводовНадольский С.Р. Дворец революции. Бывший дом начальника Алтайских горных заводов Надольский С.Р. Скульптура на тимпане фронтона Дворца революции. 1923-1925Надольский С.Р. Скульптура на тимпане фронтона Дворца революции. 1923-1925
Добровольский В.Ф. Мемориальный комплекс, посвященный жителям Алтая, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1971-1975Добровольский В.Ф. Мемориальный комплекс, посвященный жителям Алтая, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1971-1975 Миронов П.Л. Скульптура «Прощание». 1971-1975Миронов П.Л. Скульптура «Прощание». 1971-1975 Тимуш В.Ф. Старый город. 1989Тимуш В.Ф. Старый город. 1989 Демидовская площадь. Обелиск в честь 100-летия горного производства на АлтаеДемидовская площадь. Обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password