Коровин К. Ручей. 1898
Редким природным колористическим даром, сразу отмеченным Поленовым, обладал Константин Алексеевич Коровин. «Пейзажи его, всегда, с ранних работ ….были удивительны по чувству и красоте» – писал художник Переплетчиков.
Пейзаж всегда занимал главное место в творчестве мастера. В нем он передавал свой восторг перед природой. Он славил красоту природы во всех ее проявлениях, ее живое тепло, которое она дарит людям и которое художник прежде всего должен в ней видеть. Удивительная жизнерадостность и внутренняя теплота пейзажей Коровина – одно из самых привлекательных качеств его искусства. В рабочем альбоме художника есть строки, раскрывающие отношение к пейзажу: «Пейзаж не писать без цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам… Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа».
К.А. Коровин. Ручей. Около 1898Этот принцип характерен для всего творчества Константина Коровина и прекрасно определяет сущность замечательного полотна «Ручей». Это простое по мотиву и цветовому решению полотно напоминает окские пейзажи Поленова. Спокойная речушка медленно течет между пологих, поросших травой берегов, плавно изгибаясь, уходит вдаль к зеленеющим холмам, придавая композиции картины пространственную глубину. В глади воды, вобравшей в себя тревожно-насыщенные краски летнего неба, отражаются прибрежные кусты и немудреный мостик. Вечер еще не наступил, но его приближение чувствуется в той особой, почти звенящей величественной тишине, в которую природа погружается в предзакатные часы. Колорит кажется сумрачно-обесцвеченным, но именно в этой сдержанности цвета и легкой манере исполнения и заключается особая прелесть произведения, его музыкально-поэтический характер.