Рокотов Ф. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. Портрет великого князя Павла Петровича в юности. Конец 1760-х
Замечательной идеей было представить рядом два портрета одного и того же человека в разном возрасте. Словно листаешь альбом и наблюдаешь, как растет ребенок, превращается в юношу, становится взрослым. Так, великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, изображен Федором Рокотовым в детстве, в возрасте семи лет, и второй раз - спустя десятилетие. Вообще среди детских портретов трудно найти протокольно-бесстрастные, даже в изображении царственных особ. Они неизменно несут яркую и многозначную эмоциональную окраску – легкую грусть, зачастую с ностальгическим оттенком, сентиментальное умиление, скрытое или откровенно восхищенное любование. Но знаменитый «Портрет Павла Петровича в детстве» - произведение поистине уникальное. Вещь небольшая по размеру, но необычайно живая и довольно веселая по характеру. Внутри холста Павел заключен в дополнительную овальную раму, за которую шаловливо выскочил край горностаевой мантии. Да и цвета здесь детски-радостные — светло-красный бархат, пересеченный голубой лентой, белые пудреные волосы. Сам маленький Павел Петрович приветлив и весел, правда, если вглядеться, внимательней, можно заметить вопросительное выражение, словно бы даже некую растерянность, нечто похожее на тревогу. Ребенок схвачен с удивительной проницательностью и притом как раз в главном: в сочетании веселости, простодушия, печали и тревоги. В его лице все наполнено движением — и высоко вздернутые брови, и дрогнувшие в беглой улыбке губы, и быстрый, любопытствующий взгляд. Такого умения запечатлеть мгновенное и ускользающее до Рокотова не знала русская живопись!
Второй портрет более официален и сдержан. Мальчик вырос, стал юношей, в полной мере осознающим свое высокое положение наследника царского престола. Однако и здесь так же сильно очарование неповторимой «рокотовской» живописной манеры. Модель как бы выступает из мерцающего сумрака, черты освещенного лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Портрет, кажущийся почти монохромным, тем не менее играет богатством изысканных цветовых сочетаний. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности, где нет ничего показного, внешне эффектного.