В.Серов. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900
Полное название картины «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту».
Исторические картины Серова на редкость убедительны в своей жизненности. Вы ясно ощущаете бег коней и борзых, проносящихся мимо стоящих путников. Под ногами будто летит, несется земля. Сзади, далеко у церкви, где виден хвост кавалькады, взметнулись кверху перепуганные птицы, растревожился мир захудалой русской деревни, которому Серов отводит весь задний план. Перед нами обычно русский внеисторический пейзаж с уходящими вглубь далями и высоким небом.
Это самая мирискусническая из всех работ Серова. Близость к Бенуа и Сомову проявилась как в трактовке образа будущей «веселой царицы», так и в большом интересе к деталям костюма, в общей стильности изображения. Но эпоха раскрыта здесь по-серовски, значительно глубже и социально заостреннее. Она выявлена не только характером персонажей и действия, но в большой мере контрастным сопоставлением их с окружающим пейзажем. Блестящая кавалькада всадников в иноземных мундирах, скачущая по русской деревеньке с вросшими в землю избами, ветхими сараями с обнаженными кровлями, одиноко пасущейся понурой лошадью, воспринимается как нечто искусственное, инородное.
«Серов… создал в своей крошечной картинке: Елизавета и Петр II на охоте – такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России – писал Бенуа – Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души».
Вместе с Серовым над темами посвященными русской истории XVIII века много работает Александр Бенуа, но, вернувшись в 1905 году во Францию, он вновь погружается в атмосферу эпохи «короля Солнца» и создает свою вторую «версальскую» сюиту.