Врубель М. Пан. 1899 (ГТГ)
Увлечение фольклорными образами пришло к Врубелю в Абрамцеве. Там, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова вместе работали Репин и Васнецов, Поленов и Коровин, Серов и Нестеров... Вслед за Виктором Васнецовым Врубель избирает темами своих произведений русские сказки. Но, в отличие от Васнецова, который в своих сказочных сюжетах использовал язык реалистической живописи, Врубель создает подлинно фантастический мир, странный, зыбкий, подвижный, подверженный таинственным метаморфозам.
Врубель редко обращается к чистому пейзажу. В его картинах доминирует обычно лицо и фигура человека или сказочного существа, словно олицетворяющего душу природы. Таков «Пан», написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». Но это не античное божество, а душа весеннего среднерусского пейзажа, скудного и заболоченного, с безбрежными влажными лугами, извилистой речушкой, с кривыми березами и тусклым светом луны, отраженным в мелких озерах. Это русский леший, корявый, как пень, добродушный, с бездонными голубыми глазами, как озера или фиалки у его мохнатых ног, узловатыми, словно сучья, пальцами. Природа и это существо словно составляют одно целое.
Когда во время болезни Врубеля художники хлопотали о том, чтобы Третьяковская Галерея приобрела его лучшие произведения, Серов прежде всего старался организовать покупку «Пана».