Билибин И. Иллюстрации
Рассматривать подобные произведения бесстрастно совершенно невозможно. Мир сказки – особый мир. Нет на свете ни одного человека, который бы смог сказать, что никогда, даже в детстве не очаровывался красотой волшебных сказаний!
Слушая или читая сказки, мы обязательно в своем воображении создаем некие картины-видения, придумываем образы героев, то есть, делаем мысленные изображения, соответствующие услышанному (или прочитанному) тексту. С давних времен ведутся споры, а можно ли изобразить сказку, нарисовать, не разрушив ее образность, таинственность и загадочную прелесть? Крупнейший исследователь сказки Владимир Пропп утверждал, что «сказку вообще принципиально невозможно иллюстрировать, так как события сказки совершаются как бы вне времени и пространства... сказка сразу же перестает быть сказкой». Однако художники доказали обратное.
Изображенная в иллюстрациях сказка ни сколько не теряет своей волшебной природы и образности, но приобретает новые оттенки смысла. Причем часто созданные художником образы в нашем сознании прочно соединяются с текстом. Так невозможно себе представит сказки А.С.Пушкина без великолепных образов, созданных Билибиным.
Иллюстрации Ивана Билибина вообще составили целую эпоху в русском искусстве, так как они перерастают рамки собственно иллюстрации, тяготея к станковым композициям, как, например, вполне самостоятельны листы к «Сказке о Царе Салтане». Три произведения представляют как бы всю сказку Пушкина, от начальных - «Во время разговора он стоял позадь забора», «И, дивясь перед собой видит город он большой…» к заключительной и – «…И веселый пир пошел…».
Иллюстрации, выполненные в 1904-1905 годах – первое обращение художника к сказочному тексту поэта. Но, несмотря на то, что это был первый опыт работы с пушкинскими творениями, Билибину удалось глубоко прочувствовать очарование и образность пушкинских строк и создать великолепные произведения, органично соединившие традиции народного искусства, идущие от лубка, принципы профессионального искусства и собственные впечатления художника от путешествий по северу России.
Литературные корни имеет и знаменитый «Шестикрылый серафим» Михаила Врубеля, словно явившийся из поэзии Пушкина.