Тархов Н. За завтраком. 1906 (ГТГ)
Художественная судьба Николая Александровича Тархова сложилась непросто и странно. Московский живописец, прошедший коровинскую школу, он часто выставлялся с теми, кто был чужд его живописи. В год открытия в Петербурге русско-финляндской выставки Тархов уезжает в Париж. Как оказалось навсегда. Из отведенных ему судьбой 59 лет жизни (он умер в 1930 году в собственном доме в местечке Орсэ под Парижем) половину художник прожил во Франции. Все его творчество было связано с этой страной: его короткая слава и, увы, последующее забвение.
Приехав во Францию Тархов сразу и органично вписался в парижское искусство.
В его работе «За завтраком», где за утренней трапезой изображены любимая жена и дочь, звучит особая эмоциональная нота. С легкостью французских импрессионистов, смягченной элегической настроенностью души русского художника, он фиксирует мгновение человеческой жизни, светлым, прозрачным колоритом, насыщенным воздухом и светом передает атмосферу простого житейского счастья.
Тархов пишет длинными, энергичными мазками, с большой экспрессией. Но, при этом, пишет просто, без внешних эффектов, по-своему выразительно. Картина «За завтраком», действительно, очень свободна и проста по живописи. В ней живет чувство гармонии и красоты обычной жизни.
Несмотря на то, что Тархов еще в конце 1890 годов навсегда покинул Россию, в Москве его по-прежнему продолжали считать своим. Волне логичным кажется появление сразу 15 картин на организованной Дягилевым в 1906 году выставке «Два века русского искусства».
В числе московских молодых художников с Дягилевым приехал в Париж и Михаил Ларионов.