Таврическая выставка
ВСТУПЛЕНИЕ
В начале марта 1905 года в Петербурге, в нарядных и торжественных залах Таврического дворца открылась «Историко-художественная выставка русских портретов». Художественные круги обеих столиц встретили ее восторженно. Как свидетельствует пресса тех месяцев и дней, происходившие тогда в России бурные революционные события отнюдь не заслоняли собою общественного внимания к этому празднику русской культуры.
Выставка собиралась и готовилась в течение нескольких лет. Душой и вдохновителем всей этой работы был Дягилев. По масштабу экспозиция не знала себе равных во всей предшествующей выставочной деятельности. Зрителей встречали более двух тысяч портретов, созданных несколькими сотнями мастеров – от именитых столичных портретистов до безвестных провинциальных живописцев, - на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века. На ней были показаны сокровища, ранее никогда не покидавшие стен царских и великокняжеских дворцов, высших учреждений страны, а также из многих частных коллекций, Исторического музея в Москве и музея Академии художеств.
Залы Таврического дворца, с одной стороны, позволяли разместить такое огромное количество работ, но при этом имели определенное экспозиционное неудобство. „Когда я впервые попал сюда, — рассказывал Дягилев, — я не мог понять, как можно здесь даже выставку сделать — ни одной стены, колонны и окна до потолка, какая-то площадь под крышей“. Вопрос о формировании интерьеров и размещении портретов был успешно решен благодаря участию художников и архитекторов: Н.Е.Лансере, Л.С.Бакста, И.Я.Билибина, М.В.Добужинского.
Оказавшись сегодня в Бетонном зале корпуса Бенуа, вы можете окунуться в атмосферу исторической выставки 1905 года. Подобно тому, как огромные залы Таврического дворца были перегорожены щитами, образующими своеобразный лабиринт, разбито на части и это экспозиционное пространство. Как и прежде выставка разделена на „царствования“. Трельяжные решетки и пышные растения в кадках создают образ сада, который в середине дворца был устроен по эскизам Л.С.Бакста, где в стилизованных беседках и на простых, но изящных скамейках можно было отдохнуть, послушать музыку. Зелень „сада“ особенно эффектно оттеняла выставленные здесь мраморные бюсты. В стеклянном простенке над входом в зал можно увидеть афишу для выставки исполненную Евгением Лансере.
Начать осмотр этого «грандиозного парада истории» мы предлагаем Вам с раздела «искусства допетровского и петровского времени», расположенного направо от входа.