Неизвестный художник. Портрет А.Б.Репнина. Конец XVII века
Во второй половине XVII века большое распространение занимает боярско-княжеский портрет. Внушительность образов, яркость и декоративность живописи прекрасно соответствовали пышности придворной жизни. Таковы "персоны" представителей княжеского рода Репниных.
Знаменитый цикл, состоящий из трех полотен "в рост", представлен на выставке «Портретом Александра Борисовича Репнина», выполненный неизвестным мастером московской оружейной палаты второй половины XVII века. Александр Репнин, младший брат известного Ивана Борисовича Репнина - стольника, а потом ближнего боярина и дворецкого царя Алексея Михайловича. Портрет Александра, как и другие в этой серии, отличается монументальной композицией и красочностью цветовых сочетаний. Здесь используются приемы, типичные для будущего парадного портрета. Импозантная поза, фон с тяжелыми драпировками и архитектурными деталями, роскошный костюм и аксессуары - подчеркивают высокое социальное положение модели. Персонаж одет в полном соответствии с указом царя Федора Алексеевича 1681 года, согласно которому вельможам, дворянам и приказным людям надлежало носить "короткие кафтаны и ферези по польской моде". На изображенном - "польская шуба" без воротника, черный зипун, в руках - польская шапка-кораблик с красным верхом и меховым околышем, на ногах - красные сапоги.
Галерею мастеров первой четверти XVIII открывает портрет Петра I в круге, выполненный одним из любимых петровских живописцев Иваном Никитиным.