Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717
Огромную роль в становлении русского портретного искусства сыграли иностранные мастера, в частности, марсельский живописец Луи Каравакк, приехавший в Россию в 1716 году. Он неоднократно писал Петра I и Екатерину I, их дочерей – Анну, Елизавету и Наталью, а также детей царевича Алексея – Наталью и Петра (впоследствии Петра II).
Одна из лучших работ мастера – двойной портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму «костюмированного портрета». А так как костюмизация в этот период имела аллегорический характер, царевны и царевичи часто изображались Аполлонами, Дианами и Флорами. Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Елизавета Петровна поднимает цветок над головой старшей сестры, которая держит на коленях корзинку с цветами. Жесты и выражения лиц, костюмы и обстановка, аксессуары и фон в этом портрете, создают своеобразную и очень выразительную смесь наивности и серьезности, непринужденности и манерности. Цветовые пятна здесь крупные, мощные, яркие, присущие скорее русской живописи, но изысканность и грациозность движений, жеманство жестов, театрализация изображения в целом более характерны для западноевропейского искусства.
Хочется отметить, что юные девочки, представленные как взрослые, выглядят здесь гораздо старше. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми». Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. В 1719 году французский консул в России писал в Париж Людовику XV: «Царь рассчитывает заключить с королем союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь, очень красивую и хорошо сложенную особу; ее можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна. Старшая же принцесса – вылитый портрет царя-отца, слишком экономна для принцесс и хочет обо всем знать». Интересно, что дочери Петра изображены без царских атрибутов, как требовал жесткий канон того времени, а просто в нарядных платьях. Но, видимо, это не случайно, ведь девочки были рождены до заключения законного брака родителей.
Для продолжения знакомства с семейной галереей Романовых необходимо пройти в противоположную от входа в зал часть экспозиции, где представлено парадное изображение Екатерины Первой, написанное Иваном-Большим Григорьевичем Адольским.