Лосенко А. Портрет И. Шувалова. 1760
В 1749 году уже немолодая императрица приблизила к себе 22-летнего юношу, отличавшегося миловидной внешностью и любовью к чтению, - Ивана Шувалова. О бескорыстности Шувалова долгое время ходили легенды. Он отказывался от титулов и наград, от взяток и лести, благодаря чему пользовался безграничным доверием Елизаветы. А взамен Шувалов получил возможность покровительствовать наукам и искусству.
Лосенко представляет мецената в раззолоченном камзоле и темно-зеленом мундире, в орденах, кружевах и лентах. Он сидит у стола с письмом в руке, доброжелательно и рассеяно глядя на невидимого нам собеседника, как бы приостанавливая обращенные к нему слова любезным жестом. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Основной заботой Ивана Ивановича были литература, искусство и просвещение. Шувалов известен как друг и покровитель Ломоносова, который посвящал ему свои научные труды и сочинения, стал под его влиянием писать пьесы и «Историю Российскую». Плод их совместной деятельности — созданный в 1755 году Московский университет, первым куратором которого стал Шувалов. Другое его детище — учрежденная в 1757 году Академия художеств, президентом которой он оставался до 1763 года. Шувалов приглашал на русскую службу известных художников, скульпторов и архитекторов из Западной Европы. Иван Иванович особенно интересовался литературой французского Просвещения и вел переписку с Вольтером, Гельвецием, Дидро. Знаменитые философы восхищались умом и образованностью молодого русского вельможи, открывавшего для них «неведомую северную страну».
При дворе Елизаветы Петровны постоянно работали самые знаменитые художники-портретисты Франции, Италии и Германии. Императрица считала создание галереи портретных образов первых лиц России делом государственной важности, а потому лично руководила подбором штата. В числе иностранных художников, удостоенных высочайшего внимания был старший из братьев Гроотов, Георг. Недалеко от портрета Шувалова можно увидеть, созданный им парный портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.