Врубель М. Панно «Утро». 1897
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля.
Врубель М.А. Утро. 1897В принадлежащем Русскому музею панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, словно вырастая из орнаментального узора растений, которые, как волшебное платье, выявляют всю ее стать. С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх. Контрастный переход от статики к движению пластически выражает момент пробуждения – от неподвижности ночи к динамике утра, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, и в них появилась первая утренняя мысль, может быть – продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женские фигуры своей выразительностью усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Холодный колорит панно, сотканный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение прохладной освещенности раннего утра, когда диск солнца вот-вот появится из-за невидимого горизонта.
За всеми образами художника стоят извечные человеческие категории добра и зла, страдания, жизни, смерти, любви. Они на редкость многозначны, всеобъемлющи. Это подлинные образы-символы, способные вызывать самые разные отклики в душе зрителя.
Наряду с живописными полотнами на выставке была обильно представлена графика, к которой особенно тяготели „невские пиквикианцы“. Одним из самых любимых Дягилевым современных художников была Мария Якунчикова. На русско-финляндской выставке экспонировалось 15 ее работ. Помимо офортов пейзажного характера, художница представила листы, целиком строящиеся на фантазии, такие как «Запах» и «Страх».