Священномученик Аввакум. Начало XX века
Из Гуслиц происходит представленная в витрине небольшая икона Священномученик Аввакум.
Протопоп Аввакум никогда не был причислен к лику святых православной церкви, так как для «никониан» он оставался преступником, не раскаявшимся и не смирившимся, несмотря на все притеснения и многолетнее заточение. Однако, эта верность своим убеждениям, страстная их защита, безбоязненное обличение противников, будь то патриарх или сам царь, твердое приятие мученической смерти (Аввакум вместе с другими «пустозерскими узниками» был сожжен в срубе) принесли ему широкое почитание в среде ревнителей старой веры.
Автор изображения использовал традиционную иконографическую схему. Он взял за образец иконы, на которых святой показан в предстоянии Христу, восседающему на престоле в окружении Богоматери и ангелов, в сиянии пронизанных светом облаков. Нередко на поземе таких икон помещались сцены жития святого или его мучений, принятых им за веру. В иконе протопопа Аввакума изображено «сидение» его в остроге: действительно, ему пришлось переносить многолетнее заточение. У стены острога изображена женская фигура, облаченная в богатые одежды. Это знаменитая в русской истории боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова, оставшаяся самой верной последовательницей протопопа Аввакума и принявшая вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой мученическую кончину за «древлее благочестие».
Для иконописи Гуслиц типичны композиции нравоучительного характера, в которых исключительно важная роль отводилась надписям.