Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Святая Екатерина с житием в 12 клеймах Начало XIX века

В 1685 году в результате массового бегства староверов-поповцев из центральной России, на польской территории, на острове Ветка, при впадении одноименной реки в реку Сож, образовалось новое старообрядческое поселение, названное как и остров - Ветка (ныне это город Ветка в Гомельской области Белоруссии). Поселение быстро разрасталось. И вскоре в Ветке насчитывалось четырнадцать старообрядческих слобод, в том числе, несколько монастырей, скитов и больших общественных моленных. Первая из церквей – Покровская появилась уже в 1695 году, то есть, спустя всего десять лет после образования самого поселения.

История Ветки трагична. Власти не жаловали старообрядческую общину. Так, при Анне Иоанновне в 1735 году произошла первая «выгонка». Пять полков под командованием полковника Сытина окружили Ветку и насильно вывезли на территорию России четырнадцать тысяч человек. Вторая «выгонка» случилась в 1764 году. По приказу Екатерины I генерал-майор Маслов угнал в Сибирь двадцать тысяч старообрядцев. С переселенцами отправилась и разобранная по бревнам Покровская церковь. Однако, несмотря на гонения, старообрядческие поселения в Ветке продолжали существовать. В начале XIX века в слободе проживало около четырех тысяч (3731) старообрядцев и 335 православных человек, было много больших церквей и старообрядческих моленных.

Сложилась в Ветке и своя самобытная иконописная школа, так называемая «ветковская икона», отличающаяся насыщенной цветовой гаммой, округлым типом ликов святых и богато украшенными золотом одеяниями. Ветковские иконописцы предпочитали бесковчежную доску и любили делить ее на клейма почти квадратной формы двойными рамками: внутренними – белильными и внешними – красными. Эти местные традиции присутствуют в целом ряде прекрасных памятников, среди которых выделяются «Богоматерь всех скорбящих Радость», «Троица новозаветная» и особенно «Святая Екатерина с житием в 12 клеймах», вывезенная в середине XIX века из ветской старообрядческой молельни.

Святая Екатерина с житием в 12 клеймахСвятая Екатерина с житием в 12 клеймахСвятая Екатерина – одна из самых почитаемых святых жен в христианском мире. Дочь Александрийского правителя, отличавщаяся, по преданию, большой мудростью, красотой и целомудрием, она приняла мученическую кончину в 307 году при императоре Максимилиане. В VIII веке ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синае.

В центре иконы, – средникеы как раз и совмещено две композиции: «Ангелы переносят мощи Святой Екатерины на гору Синай» и «Святая Екатерина в предстоянии Троице Новозаветной». В клеймах же, читаемых построчно (слева направо и сверху вниз), мы можем видеть житие святой. Первое (левое верхнее) представляет мудрого старца, дающего Екатерине образ Богоматери с младенцем. Далее по верхней строке следуют: обручение Святой Екатерины с Младенцем Христом, ее крещение, гневное обличение Екатериной императора Максимилиана и всей жестокости языческой. Второй ряд представляет: избиение святой воловьими жилами и сожжение пятидесяти философов (уверовавших благодаря ей). Третий – испытание Екатерины и явление ей Христа. В нижним можно увидеть ангела, сокрушающего четыре колеса, на которых святая должна была быть казнена, мучение царицы Августы – матери Максимилиана, осмелившейся поверить во Христа, убиение (по тем же причинам) воеводы Порфирия и двухсот воинов и последнее клеймо – усечение глав Святых Екатерины и Августы.

Иконы следующего зала связаны с другим серьезным старообрядческим центром – Ярославской губернией.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password