Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Страшный суд. XVII век

Одной из старейших старообрядческих моленных Петербурга считается Косцова моленная, также получившая свое название по имени владельца – купца Филиппа Фомича Косцова. Бывший крестьянин рязанской губернии, Косцов переселился в Петербург в 60-е годы XVIII века, записался в купеческое сословие и быстро разбогател. В 1767 году в своем доме в Третьей Адмиралтейской части города, недалеко от Семеновского моста на реке Фонтанке, Косцов устроил общественную моленную. Она просуществовала достаточно долго, до 1800 года. Потом, по Указу Павла I Косцов «за приверженность расколу» был заключен в Петропавловскую крепость, а моленную закрыли. Далее милостью Александра I следует освобождение купца и открытие моленной, просуществовавшей по старому адресу до самой смерти Косцова в 1804 году.

В это время ее переводят в дом купца Степана Апарина, находящийся неподалеку - между Семеновским и Чернышевым мостами. Небольшая моленная, выросшая в богадельню для презрения престарелых и нищих, дожила до 1847 года, когда в ходе государственных мероприятий «по искоренению раскола» она была окончательно закрыта и затем уничтожена.

Страшный судСтрашный судСведений о ней немного. Известно, что пространство посвященной Преображению Господню и Покровам Божией Матери моленной было очень большим, а семирядный иконостас был составлен, в основном, из икон старого письма. Также по документам министерства следует, что более шестидесяти икон было признано несоответствующими православным традициям и конфисковано. Среди них находился и «Страшный суд» - большая многосоставная композиция, широко распространенная в древней Руси с XVI века. В XVI же веке сложилась и ее изобразительная традиция.

Картина Страшного суда делится на две части по отношению к изображенному в ореоле Христу-Судии. По правую Его руку - сцены рая, по левую – ада. В среднем ярусе представлены сходящиеся на суд люди, праведники и грешники. Путь праведников ничем не омрачен, тогда как грешники, ведомые пророком Моисеем, находятся во тьме, опаленной огнем преисподней. Ниже – видение пророком Даниилом четырех царств: Персидского, Вавилонского, Эллинского и Антихристова. От темного медальона с символами царств ангелы гонят грешных в адское пламя, где притаился сатана с маленькой фигуркой Иуды на коленях. Пройдя через Геенну огненную, грешные опускаются во тьму, где происходят их дальнейшие мучения. И среди этого царства тьмы виден светлый островок – группа праведных во главе с Апостолом Петром приближающихся к райским вратам, за которыми символ райского блаженства – лоно Авраама, Исаака и Иакова. Именно оттуда начнется вознесение праведных в Небесный Иерусалим, сияющий в левой (от нас) верхней части иконы.

Тему вознесения на небо продолжает икона «Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития».

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль