Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Страшный суд. XVII век

Одной из старейших старообрядческих моленных Петербурга считается Косцова моленная, также получившая свое название по имени владельца – купца Филиппа Фомича Косцова. Бывший крестьянин рязанской губернии, Косцов переселился в Петербург в 60-е годы XVIII века, записался в купеческое сословие и быстро разбогател. В 1767 году в своем доме в Третьей Адмиралтейской части города, недалеко от Семеновского моста на реке Фонтанке, Косцов устроил общественную моленную. Она просуществовала достаточно долго, до 1800 года. Потом, по Указу Павла I Косцов «за приверженность расколу» был заключен в Петропавловскую крепость, а моленную закрыли. Далее милостью Александра I следует освобождение купца и открытие моленной, просуществовавшей по старому адресу до самой смерти Косцова в 1804 году.

В это время ее переводят в дом купца Степана Апарина, находящийся неподалеку - между Семеновским и Чернышевым мостами. Небольшая моленная, выросшая в богадельню для презрения престарелых и нищих, дожила до 1847 года, когда в ходе государственных мероприятий «по искоренению раскола» она была окончательно закрыта и затем уничтожена.

Страшный судСтрашный судСведений о ней немного. Известно, что пространство посвященной Преображению Господню и Покровам Божией Матери моленной было очень большим, а семирядный иконостас был составлен, в основном, из икон старого письма. Также по документам министерства следует, что более шестидесяти икон было признано несоответствующими православным традициям и конфисковано. Среди них находился и «Страшный суд» - большая многосоставная композиция, широко распространенная в древней Руси с XVI века. В XVI же веке сложилась и ее изобразительная традиция.

Картина Страшного суда делится на две части по отношению к изображенному в ореоле Христу-Судии. По правую Его руку - сцены рая, по левую – ада. В среднем ярусе представлены сходящиеся на суд люди, праведники и грешники. Путь праведников ничем не омрачен, тогда как грешники, ведомые пророком Моисеем, находятся во тьме, опаленной огнем преисподней. Ниже – видение пророком Даниилом четырех царств: Персидского, Вавилонского, Эллинского и Антихристова. От темного медальона с символами царств ангелы гонят грешных в адское пламя, где притаился сатана с маленькой фигуркой Иуды на коленях. Пройдя через Геенну огненную, грешные опускаются во тьму, где происходят их дальнейшие мучения. И среди этого царства тьмы виден светлый островок – группа праведных во главе с Апостолом Петром приближающихся к райским вратам, за которыми символ райского блаженства – лоно Авраама, Исаака и Иакова. Именно оттуда начнется вознесение праведных в Небесный Иерусалим, сияющий в левой (от нас) верхней части иконы.

Тему вознесения на небо продолжает икона «Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития».

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password