Благоразумный разбойник Рах. XVII век
Благоразумный разбойник Рах - один из двух разбойников, распятых вместе с Исусом Христом. Уверовавший во Христа и раскаявшийся в содеянном, Рах получил прощение и обетование пребывать в раю вместе со Спасителем.
Изображение благоразумного разбойника не редкость в Древнерусском искусстве. Он часто присутствует в сценах «Распятие» распятым на кресте и в картине «Страшный суд» - среди праведных. Его изображают и в других многофигурных композициях, например в «Воскресении – Сошествии во ад». Существуют и одиночные изображения Раха. Им в структуре храма (особенно старообрядческого) отводилось определенное место на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник, что было напоминанием, что Благоразумный разбойник был распят на Голгофе по правую руку Спасителя, и, кроме того, соответствует восприятию восточной части храмового пространства раем. О пребывании в райском саду говорит также белый фон изображения, увитый цветущими растениями.
Представленная икона является частью северной двери иконостаса моленной Волкова кладбища – крупнейшего старообрядческого захоронения в Петербурге. История его начинается в 1777 году, когда купцы Воробьев и Волков получают на Черной речке, ныне Монастырке, место для погребения федосеевцев, существующее и поныне под названием Волково старообрядческое кладбище. Пожалуй, это одно из самых многочисленных в Петербурге старообрядческих феодосеевских объединений. Вскоре после получения земли в 1784 году на кладбищенской территории появилась мужская богадельня с моленной, а в 1807 открылась и женская богадельня, состоящая из нескольких зданий. Когда в 1847 году началось активное движение против приверженцев старой веры, мужскую часть богадельни отдали православным, а за старообрядцами закрепили женскую половину с моленной во имя Спаса Преображения. Полностью закрыть столь большое объединение власти не рискнули! Даже моленную в мужской части практически не перестраивали, лишь перенесли икону Спаса на престоле из центра иконостаса в алтарное помещение и установили на ее месте резные двухстворчатые двери. Позже, когда высочайшим Указом 1906 года старообрядчество было легализировано, на Волковом кладбище образовалась (в 1907 году) официальная старообрядческая община, постепенно получившая в собственность все бывшие помещения. Просуществовала община до 1929 года, а моленная - до 1934 года, когда было приказано закрыть ее в связи с тем, что она мешала нормальной работе поселившихся в зданиях богадельни государственных учреждений.
Среди петербургских старообрядческих храмов своим уникальным архитектурным и живописным устройством выделялась Долгова или Пиккиева моленная, располагавшаяся в Литейной части Петербурга на Моховой улице. Композиция «Благовещание» дает возможность представить былую красоту ее убранства.