"Сурдодиалог" - творческая студия, созданная Музеем изобразительных искусств Республики Карелия в рамках проекта "С миром на равных", реализуемого музеем при поддержке АНО "Единство журналистики и культуры" (г. Москва)
Цель проекта:
создание условий для полноценного духовного развития детей с нарушением слуха и их интеграция в общество посредством культуры и искусства
Задачи:
использовать художественные коллекции музея как средство арт-терапевтического и социализирующего воздействия
соединить традиционные формы материально-художественной деятельности с компьютерными технологиями
развить визуальную культуру ребенка, выявить его творческий потенциал
способствовать освоению ребенком различных видов материально-художественной деятельности: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, художественного конструирования
способствовать приобретению художественных навыков, навыков работы на компьютере и создания готового продукта
Целевая аудитория Дети с нарушением слуха, учащиеся общеобразовательных школ Республики Карелия
Описание проекта Компьютерная и художественная студия "Сурдодиалог" была создана на базе информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал" в рамках проекта "С миром на равных". Студия была как стационарная, так и выездная для детей, живущих в других городах Республики Карелия.
Освоение детьми большим разнообразием техник - акварель, пастель, коллаж, печать на ткани и т.д., и желание творить были призваны преодолеть болезненное состояние невостребованности и агрессии. В работе творческой студии для детей с нарушением слуха могли принять участие и ребята из других школ. Работа в компьютерном классе помогла им контактировать друг с другом, а компьютер – устройство не требующее сурдоперевода, стал средством взаимодействия детей.
Такой альянс в работе послужил целям воспитания толерантности и взаимоуважения, что повлекло за собой закономерную реакцию: я - как все, и открыло дверь в "мир глухих" слышащим жителям г. Петрозаводска.
Этапы реализации На первоначальном этапе руководителем проекта была проработана арттерапевтическая методика занятий.
В качестве основной формы обучения использовались такие формы работы как экскурсия – теоретическая часть и творческое задание – практическая часть. Теория позволяла получить детям базовые знания об истории искусства. Этот курс вели искусствоведы - музейные сотрудники.
В конце курса студиец должен был уметь понимать язык изобразительного искусства – виды, жанры, техники; обсуждать увиденное. Практическая часть включала занятия по различным техникам и жанрам. Этот курс вели художники-педагоги.
В конце каждого занятия выделялось специальное время для обсуждения готовых произведений. Для художника здесь важно было не обидеть ребенка, а подчеркнуть все достоинства его работы.
В конце курса студиец должен был научиться различать техники – акварель, пастель, сангина, коллаж, шелкография и т.д., уметь ими правильно пользоваться, уметь выстраивать композицию, находить нужный цвет и т.п.
Компьютерные технологии, являясь мощным социализирующим средством и предметом контактирования детей друг с другом, помогли им найти общий язык, общие интересы. Занятия в компьютерном классе усложняли творческие задания. Детям предстояло не только освоить азы компьютера, но и научиться рисовать при помощи специальных программ.
В подготовке проекта были задействованы:
сотрудники научно-просветительного отдела, информационно-образовательного центра, а также отдела развития Музея изобразительных искусств Республики Карелия
известные карельские художники и мастера
техническое оснащение информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал»
финансовые ресурсы Фонда господина Шмитца
Результат проекта Ребята занимались с большим интересом, учитывая то, что у некоторых из них нет дома компьютера. Они получили необходимые навыки работы с техникой, научились создавать рисунки, сохранять, распечатывать их.
За год, прошедший со времени первого занятия, кураторами сделано немало интересных наблюдений. Прежде всего, отмечен устойчивый интерес всех участников проекта к занятиям в музее. Уровень полученных знаний можно сравнить с тем уровнем, которым на сегодняшний день могут обладать слышащие дети, постоянно посещающие занятия по абонементам. Виден рост участников в освоении живописных и графических материалов.
По окончании проекта в стенах музея была создана экспозиция произведений ребят, которые работали под руководством члена Союза художников России Маргариты Юфа. Пейзажи, натюрморты, животные – все это несет в себе детскую непосредственность, наивность, то очарование и радостное состояние открытия, которое живет в сознании ребенка.
На открытии выставки детских работ студии «Сурдодиалог» присутствовали дети и их родители, педагоги, журналисты.
По итогам проекта были изданы открытки с работами детей, создана мультимедийная презентация выставки детских рисунков.
18 мая 2010 года в Международный день музеев состоялся большой детский праздник - выпускной учащихся студии «Сурдодиалог». Ребятам были вручены дипломы и их произведения с выставки. Праздник вели очаровательные ведущие, в волшебном чемоданчике которых было много подарков и приятных сюрпризов. Дети много играли, веселились, радовались своим успехам, загадывали желания… Но главным пожеланием всех участников праздника было одно - чтобы проект непременно имел продолжение!
Благодаря финансированию фонда господина Шмитца, проект продолжается и в 2011 году. В летнее время ребята отдыхают, а в сентябре информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» Музея изобразительных искусств Республики Карелия вновь распахнет для них свои двери и увлечет в мир прекрасного!