Рождественская выставка народной глиняной игрушки из частной коллекции научного сотрудника музея Людмилы Травень открылась в Запорожском художественном музее.
Глиняная игрушка — богатейшая и удивительная область народного творчества. Она близка и детям, и взрослым своей поэтичностью, выдумкой, изобретательностью, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.
На выставке представлено более 400 игрушек, созданных в ХХ столетии чудо-мастерами из Украины, России, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана.
Украина - одна из самых богатых стран по залежам глины. Многие поколения гончаров своими руками создавали из нее настоящие произведения искусства.
Славная Опишня (Полтавская обл.) считается «Столицей украинской керамики» - это один из главных центров и по производству глиняных игрушек. Здесь их создают, опираясь на вековые местные традиции. Из образов предпочитают барынь и молодиц, всадников, коней, медведей, птиц, сюжетные композиции (например, "Поездка на Сорочинскую ярмарку"). Большинство игрушек — свистульки. Путем разнообразных вариантов давних форм и ангобной росписи мастера создают большое количество оригинальных художественных предметов. В экспозицию вошли работы известных гончаров: А.Селюченко, А.Билык-Пошивайло, В.Омельяненко, М.Пошивайло, М.Китриша.
Косовская игрушка выразительна в своей традиционной простоте и красоте. Мастера по белому фону украшают фигурки легкими цветочными или геометрическими узорами, сначала гравированными, а потом расписанными зеленой, желтой и коричневой краской.
Сестры О. Шиян и Н. Остромецкая, давно приехавшие в Одессу из Опишни, создавали маленькие терракотовые фигурки — свистульки природного желто-розового цвета. Чудо-звери О. Шиян играют на музыкальных инструментах, нянчат детей, собираются на праздники. Ее женские фигурки удивительно красивы своей статью. Героями Н. Остромецкой были птицы, чудо-звери с птичьими телами и небольшие «новеллы» из сельской жизни, с заботливыми хозяюшками и домашней живностью.
Игрушки Л. Никитюк (г.Хмельницк), Н. Ляшенко (г.Никополь), запорожцев Н. Асламовой, Т. Гостевой, А. Вильчинского выделяются своеобразными индивидуальными приемами и в выборе образов, и в технике исполнения.
Российская глиняная игрушка представлена 14 центрами, развивающимися и сегодня в разных областях страны. В каждом — свои особенности в пластике и декоре, самобытные местные традиции.
В Калужской, Рязанской, Тамбовской, Курской областях развивается архаический тип глиняной грушки, сохранивший отголоски древних аграрных культов. Обобщенные компактные фигурки женщин с детьми, коней, всадников, птиц величественны и монументальны. В одних центрах они покрыты глазурью, подчеркивающей их гладкие лаконичные формы, в других — образ дополняют скромные краски. Почти все они — свистульки.
Мастера из деревни Гринево Каргопольского района Архангельской области создают чисто крестьянские образы. В небольших грубовато слепленных фигурках оживают персонажи русской деревни — крестьяне и крестьянки, занятые повседневными делами, местные модницы в нарядных платьях и шляпках, веселые парни — гармонисты. Рядом с ними - реальные и откровенно фантастические звери (медведи, олени и Полканы). Все игрушки расписаны по белому грунту красками нежных оттенков. В орнаментах повторяются овалы, оранжевые круги, кресты с лучами, ветки растений, как напоминание об извечной связи крестьянина с землей, его зависимость от солнца и даров природы.
В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области игрушки имеют иные размеры и свои особенности лепки и росписи. Их вытянутые удлиненные пропорции сложились из-за качества местной глины, трескавшейся во время просушки фигурок и вынуждавшей мастериц их разглаживать, вытягивать. Наряду с традиционными барынями, всадниками, крестьянками, петухами, курами, в филимоновской игрушке есть и только ей присущие персонажи — доярки, парочки-«любота», солдаты во френчах в талию, неизменно стоящие «во фрунт» в туфлях на высоких каблуках, солдатка кормит курицу, медведь смотрит в зеркало. По розово-желтоватому после обжига цвету глины наносятся поперечные полосы в сочетании желтой, зеленой, красно-малиновой и сине-фиолетовой красок. Веселую пестроту росписи сопровождают простые элементы орнамента на платьях барынь и передниках крестьянок. Почти все фигурки — свистульки.
В селе Абашево Пензенской области в 1970-1980 годах работал замечательный мастер Т.Н.Зоткин (1929-1990), обогативший и состав персонажей, и роспись эмалевыми красками глубокого тона. Среди фигурок много сказочных образов зверей и птиц (птичка-«бабочка»). Оригинальность абашевской игрушки - в своеобразных характерах и особенностях пластики: всадники без ног, их тела слиты с конем в одну фигуру. Такая условность не бросается в глаза и кажется естественной. Маленькие головы коней, зверей на длинных шеях, с торчащими ушами... Изящество пластики лишь оттеняет колючий гротеск, характерный для абашевской игрушки. Это - не подобие реальных людей, зверей, а условные существа, созданные фантазией народных мастеров.
Всемирно известную дымковскую игрушку (г.Киров) на выставке представляют работы десяти мастеров. Дымковские игрушки делают из красной глины. После просушки и обжига их грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке (сейчас — синтетической темперой).
Произведения мастериц отражают жизнь провинциального города с его барынями, кавалерами, няньками, семьями, гуляньями, народный быт с заботами и праздниками и мир природы, реальный и овеянный фантазиями авторов. Игрушки выделяются монолитностью объемов, скульптурной законченностью, яркой и нарядной росписью, дополненной поблескивающими ромбиками сусального золота.
Народные умельцы Узбекистана создают в глиняной игрушке различных животных. Своеобразные свистульки К. Бабаевой (из села Уба) — лошади, верблюды, зверюшки — раскрашены яркими акварельными красками и от этого кажутся необыкновенными и удивительными. Большой оригинальностью отличаются работы Ташкентских мастеров — веселые и энергичные драконы, ослики и лошадки. Обращаются они к национальному типажу. На выставке — фигурка народного любимца Ходжи Насреддина.
У таджикской мастерицы М. Гайфуровой много своеобразных фигурок-«страшилищ». Такие свистульки служили когда-то магическим целям. Свистом вызывали «воду милости» - весенний дождь. С ними связывали надежды на урожай. Примитивные коньки, птицы с человеческими лицами, фантастические звери — большеглазые с широко раскрытыми ртами, торчащими ушами и рогами. Все свистульки побелены после обжига и покрыты красными, синими и зелеными мазочками и точками.
Богатая выставка народной глиняной игрушки из разных художественных центров, общение с удивительными образами и традициями вызывает восхищение у посетителей, и никого не оставляет равнодушным созданный мастерами удивительный рукотворный мир.
Тематические печатные издания Государственного Русского музея из библиотечного фонда информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» помогают глубже познать русскую народную игрушку, богатейшую область народного творчества.