Выставка «ПАРИЖ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ»
25 мая 2012 года в 17 часов в «Вишневом» зале МВИОЦ Ирбитского ГМИИ открывается совершенно уникальная выставка «ПАРИЖ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ» в акватинтах выдающегося французского художника-гравера конца XVIII - начала XIX века Мишеля-Франсуа ДАМАМ-ДЕМАРТРЕ из собрания музея.
ВОСПОМИНАНИЯ О ПРЕКРАСНОЙ ФРАНЦИИ
Имя Мишеля-Франсуа Дамам-Демартре (Da-mame-Demartrais, Michel-Fran?ois), не считая узкого круга специалистов и коллекционеров видовой графики, сейчас мало кому известно. Не способствуют знанию его творчества и справочные издания, весьма скупо описывающие его биографию. Известно, что родился он в 1763 году в Париже, учился у великого живописца французской буржуазной революции и наполеоновской эпохи Жака-Луи Давида. Выставлялся в парижском Салоне с 1796 по 1819 гг.; с 1792 по 1805 гг. часто и подолгу жил в России – преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, результатом чего стало создание им серии гравюр «Vues de principales villes de Russie, costumes, et usage des habitans de cet empire» - «Виды основных городов России, костюмы и занятия жителей этой империи» (1813), состоящей из 30 гравюр формата гран-фолио. Эти работы, посвященные России, и эскизы к ним выставлялись в Салоне в Париже. Кроме этого большого опуса, связанного с Россией, Дамам-Демартре известен как автор двух других заметных серий гравюр – это «Vues et costumes du royaume de Naples» - «Виды, костюмы и обычаи Неаполитанского королевства» (1810-е гг.) и «Paris et ses alentours» - «Париж и его окрестности» (Paris, 1818). Кроме этих работ, хорошо известен лист Дамам-Демартре «Vue de la grande piеce d’eau de Sarsckoe cello, palais de plaisance de S.M.Imp. а six lieu de St-Petersbourg» - «Вид большого водоема в Царском Селе, любимом дворце Ее Императорского Величества, в шести лье от Санкт-Петербурга», выполненный в технике чистого офорта, как особо отмечает Ровинский. И, хотя нигде в справочной литературе об этом не говорится, но сам по себе факт выполнения мастером такого листа – свидетельство его высокого статуса при дворе; как правило, виды царских резиденций не заказывались художникам, которых плохо знали. Очевидно, что мастера в России ценили, и он был достаточно популярен как рисовальщик и гравер. О судьбе Дамам-Демартре после его отъезда из России известно немного: документы позволяют сказать, что с 1824 года он жил в доме № 19 на набережной Бурбон в Париже, и продолжал жить там в 1832 году, хотя согласно справочнику Siret, на который ссылается Д.А.Ровинский, мастер умер в 1828 году.
К сожалению, эти относительно скудные данные не позволяют написать увлекательную биографию мастера, заставшего роковые годы в истории Франции, более 10 лет проведшего в России – очевидно, вынужденно, на правах эмигранта, как и многие тогда, бежавшего от кровавых событий времен французской буржуазной революции, - вернувшегося во Францию, путешествовавшего в Италию. Тем не менее, когда специалисту или знающему коллекционеру называют имя Дамам-Демартре, он не отмахивается с досадой – мол, опять вспомнили заслуженно забытого мастера третьего ряда; напротив, имя этого французского рисовальщика и гравера высоко ценится, и о его работах принято говорить, скорее, с пиететом, и заслуженно. Он был очень хорошим рисовальщиком с верным глазом и точной рукой, и, кроме того, у него было превосходное чувство композиции, что крайне необходимо для мастера, занимающегося видовой графикой. И, как следствие, ныне на его листах можно видеть удивительно тонко и точно запечатленные виды различных европейских городов первой четверти XIX века – Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Неаполя. Эти листы, неброские в своей красоте, увлекают деталями - повадками случайных прохожих, рыночными сценками на центральных городских площадях, изяществом архитектурных элементов. Безусловно, XIX век знал немало мастеров, занимавшихся видовой графикой; однако, многие из них работали, как сейчас принято говорить, на «насыщение рынка», и выпускали довольно простые, дешевые по исполнению панорамы городов; Дамам-Демартре, скорее, продолжал благородную традицию XVIII века – его листы сложно исполнены, в них сохраняется рукодельность, они еще не соприкоснулись с репродукционными техниками графики, завоевавшими приоритетное место в XIX веке.
Листы, представленные в данном альбоме, относятся к упомянутой выше серии гравюр «Париж и его окрестности». На них представлены виды центральных площадей и основных архитектурных памятников Парижа; кроме того, ряд листов посвящены Версалю и Сен-Клу – загородным дворцовым резиденциям, любимым, кстати, Наполеоном I: в частности, разрушенный в 1870 году дворец в Сен-Клу был роскошно отделан по его заказу в 1800-х гг. Гравюры Дамам-Демартре интересны тем, что позволяют увидеть, как выглядели Париж и его пригороды во второй половине 1810-х гг., т.е. практически сразу после свержения Наполеона и реставрации монархии во Франции. Безусловно, в них нет и намека на политическую ситуацию, они создавались с одной лишь целью увековечить прекрасные виды города на Сене и его окрестностей. И, рассматривая бытовые детали на них – случайных прохожих, мирно прогуливающихся по Большому партеру Версаля, или сцены повседневной торговли на рынке у Фонтана Невинных, сложно представить, что совсем недавно в этих краях кипели бурные исторические события, перевернувшие обычный уклад жизни с ног на голову. Кажется, что вот так всегда и было – спокойно, медленно прогуливались в парке семейные пары, мирно шла торговля на рынке, стояли нетронутыми дворцы и загородные замки. И, вероятно, именно такое воспоминание о Париже, Версале, Сен-Клу увозил с собой путешественник, купивший на память альбом гравюр Дамам-Демартре, чтобы дома на досуге, рассматривая его, переноситься в мыслях в далекий город на Сене. Последуем его примеру, и обратимся к листам Мишеля-Франсуа Дамам-Демартре.
Москва,
август, 2010
Наталья Веденеева
старший научный сотрудник
отдела гравюры и рисунка
ГМИИ им. А.С.Пушкина,
кандидат искусствоведения
http://www.youtube.com/watch?v=fDbxPlt7nm4&feature=youtu.be