Лето - каникулы - музей. Это сочетание за последние четыре года стало для нашего музея доброй традицией. В июне в рамках программы «Музей – школе», созданной совместно с Управлением образования Казани, в музей приходит много детей из городских школьных летних лагерей. Музей ждет и готовится к приходу детей. Для него дети – самые благодарные посетители.
Знакомство с музеем, узнавание его тайн и погружение в красоту его залов, интерактивные занятия – обязательная детская программа в течение всего года. Но каждое лето музей готовит что-то особенное для детей в залах музея и в парке.
В 2009 году в выставочном зале Детского центра работала выставка детского рисунка, посвященная 210-ой годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. На выставке проходили занятия по сказкам Пушкина, и затем, вместе с профессиональным художником дети рисовали иллюстрации к стихам поэта.
Но особенно богатым на летние события для детей был 2010 год. Тогда музей в дни школьных каникул привез выставку дымковской игрушки мастерицы Н. Скурихиной. Яркую, радостную выставку знаменитого народного промысла сменила не менее интересная выставка детских работ «Пикассо глазами детей» из ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва). В дни каникул в музее работал международный проект «Почва и дети» (Франция – Россия). Наряду с исследованием и узнаванием истории и настоящего почвы, ребята лепили из глины, познакомились со сказаниями о Матери - Сырой земле, на занятиях в залах музея говорили об образном значении изображения земли в картинах русских художников.
2011 год прошел под знаком 130-летия великого татарского поэта Габдуллы Тукая. В музейном детском центре работала международная выставка детского творчества «Азбука Габдуллы Тукая», на которой проходили мастер-классы для школьников. Специально на эту выставку приезжали дети из семейных студий ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва) и школьники из Астаны (Казахстан).
В нынешнем году музей предложил казанским детям и взрослым познакомиться с уникальной выставкой войлочной скульптуры «Теплый день». Автор выставки Ирина Андреева (Москва) – единственный в своем роде художник, работающий в древнем традиционном материале – войлоке – с таким нетрадиционным подходом. Невероятно сложные по изготовлению и одновременно простые для понимания сюжеты работ, представленных на выставке, вызвали полный восторг и удивление детей и взрослых. Пианино, шкаф, холодильник, наполненный пельменями, – и все это почти в натуральную величину! – беременные валенки и валенки,кормящие своих детенышей, шерстяные батареи, скульптуры семейства Моли просто поражают воображение!
Современный музей, конечно, не обходится без компьютерных технологий. Именно с их помощью школьники совершили виртуальное путешествие в Санкт-Петербург, в Русский музей. А 15 июня казанские дети, благодаря он-лайн связи, создавали свои творческие работы на тему "Каким должен быть музей будущего" вместе с московскими ребятами, которые в этот момент тоже находились в музее, - но в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина! Этот чудо-видеомост состоялся благодаря инициативе сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Владиславовны Захаровой, руководителя музейных семейных студий, предложившей эту идею.
Музей для ребенка – это то пространство, где игра и импровизация являются не только способом формирования интеллектуального багажа, но и эстетически окрашенного отношения к жизни. Самостоятельность, креативность, толерантность – вот качества, которые рождает диалог с музеем и которые так необходимы каждому в современном обществе.
Музей ждет своих юных посетителей!
И.Нейдерова,
зав. Ресурсным центром творческого развития детей ГМИИ РТ