Круглый стол по итогам Семинара «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в музее и образовательном пространстве"
17 июля 2012 года в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета подвели итоги Семинара для руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в музее и образовательном пространстве».
Итоговый круглый стол собрал творческую группу севастопольских педагогов, воспитателей, музейных сотрудников, которые второй год занимаются освоением практики музейной педагогики по авторскому курсу старшего научного сотрудника экскурсионно-лекционного отдела Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Русский музей» (г. Санкт-Петербург) Светланы Георгиевны Масловой.
Ключевыми темами этого года для слушателей семинара были «Древнерусское искусство», «Скульптура» и «Архитектура» для дошкольников, а так же нравственно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства, основы социальной адаптации дошкольников через музейную среду и развитие чувства прекрасного.
Круглый стол прошел в формате онлайн-трансляции Севастополь – Санкт-Петербург: живое общение в открытом информационном пространстве сегодня примета времени и, конечно, способствует более плодотворной работе.
В условиях быстро меняющегося мира, кардинальных перемен в системе образования именно музей «нового типа» выходит на позиции социокультурного института, который все чаще рассматривается как базу для интеграции самых разнообразных форм и методов работы в рамках концепции непрерывного образования. Особая миссия музея в XXI веке - не только «хранение памяти», но и служить всестороннему, гармоничному развитию личности, стимулировать творческую активность в самых разных сферах жизнедеятельности, способствовать укреплению норм социальной ответственности в обществе. В связи с этим специалисты, в том числе и по дошкольному воспитанию, отмечают возросшую в последние десятилетия актуальность и высокую востребованность программ музейной педагогики в образовательной среде. Возрастает и актуальность освоения этих программ самими педагогами, воспитателями, родителями. Как говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность, когда сумма знаний не всегда равняется их качеству, когда общество вынужденно сталкиваться с проблемами девальвации морально-нравственных норм и «сбившихся ценностных ориентиров».
Такие вопросы стояли и перед участниками итогового круглого стола. Большое внимание было уделено методикам работы с дошкольниками, аспектам программ музейной педагогики, направленным на социальную адаптацию ребенка и адаптацию в образовательной и музейной среде, на развитие речи и эмоционального мира ребенка посредствам изучения основ изобразительного искусства, в том числе лучших традиций отечественного изобразительного искусства. Участники так же отметили насущную необходимость продолжения работы творческой педагогической группы в формате мастер-классов. Эти занятия позволяют наиболее полно увидеть все грани опыта музейного работника и опыта педагога-воспитателя в работе с аудиторией дошкольного возраста, обозначить основные проблемы в работе с темой, освоить новые формы диалогового общения с детьми и многообразие педагогических, воспитательных задач, которые решаются с помощью изобразительного искусства, в частности, искусства, традиционного для восточнославянских государств и региона.
Участники Семинара отметили высокий профессиональный уровень лекционных и практических занятий, проведенных С.Г. Масловой, ее открытость, созвавшие атмосферу доброжелательного общения и творчества. В отзывах слушателей – слова благодарности за «по-настоящему дельный опыт», «неоценимые практические советы», «актуальность, доступность, вдохновение», за «яркие впечатления и интересную, ценную информацию, в том числе и о памятниках Севастополя, о том, как говорить о их красоте и их важности с малышами»; самые теплые пожелания Светлане Георгиевне и организаторам, надежда на продолжение сотрудничества.
Слова благодарности прозвучали и в адрес депутата Городского совета Дмитрия Анатольевича Белика, оказавшего спонсорскую поддержку в проведении Семинара. В присланном обращении к участникам Семинара Дмитрий Анатольевич обозначил высокий приоритет реализации социально значимых образовательных программ, таких, как программы музейной педагогики: «Сегодня социологи разных стран все острее ставят вопрос о практическом разрыве между техническим прогрессом и сознанием современного человека, о постепенной утрате ценностных ориентиров общества и, как следствие, утрате способности к эстетическому, эмоциональному, душевному постижению и осмыслению действительности. Современный человек теряет, таким образом, свою человечность.
Воспитание и образование целостной, гармонично развитой, а, значит, и социально-ответственной личности закладывается в самом раннем возрасте, когда человек делает самые первые шаги, учится видеть мир во всем его разнообразии и адекватно воспринимать, реагировать как на проявления прекрасного, так и на трудности, жизненные вызовы.
В этом плане роль современного воспитателя можно сравнить с ролью государственного деятеля. Именно вы закладываете фундамент нашего «завтра», нашего будущего. Отрадно видеть Ваш энтузиазм, стремление к совершенствованию и ваше творчество.
Приобщение детей к культуре через художественное наследие, посредством наиболее близкого ребенку языка – языка красоты, любви и творчества – практика, действительно, оправданная и наиболее целесообразная. Зачастую, нам, взрослым, приходится заново учиться этому языку, чтобы понять поддерживать с ребенком полноценный диалог. И в этом на помощь приходят музейные педагоги».
Круглый стол завершился вручением сертификатов слушателям семинара.