Картины разных лет. Выставка А.Ф. Дубова в филиале Тверской областной картинной галереи
В сентябре одному из классиков тверского изобразительного искусства Александру Федоровичу Дубову исполнилось бы 75 лет. Этой дате посвящена небольшая, но очень емкая выставка работ художника, открывшаяся в филиале Тверской картинной галереи – мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе. В камерном выставочном зале музея представлено тринадцать произведений. Вроде бы не так много для такого мастера, каким был Александр Дубов (1937–2000), однако даже по этому небольшому корпусу работ из коллекции картинной галереи вполне можно судить о творческом пути художника и его восприятии окружающего мира. Картины, составившие экспозицию, датируются 1960 – 1980-ми годами: от времени, когда молодой Дубов впервые принял участие в крупной зональной выставке в Воронеже (это произошло в 1964 году), до времени, когда становление его как художника состоялось. В 1969 году Александр Дубов пишет тематическую картину «Первый учитель», где видны не столько черты времени и даже, быть может, заказной характер этой работы, сколько намечена программа творческих поисков и художественных решений, которые будут волновать мастера в дальнейшем. Стоящие на фоне реки дети и мудрый учитель, приехавший в деревню впервые и, вероятно, привезший с собой ту самую буденовку, в которой стоит один из мальчиков, должны восприниматься в русле особого внимания Александра Дубова к миру человека и миру природы. Эту линию художник будет потом разрабатывать в своем творчестве с особым интересом и любовью. За два года до «Первого учителя» Дубов создает картину «Рыбацкая слобода», не лишенную некоторой декоративности, но интересной прежде всего особой колористикой – яркие, перевернутые вверх днищем лодки на фоне пока еще унылого весеннего пейзажа становятся символом пробуждающейся жизни. Тематически с этой картиной связан психологический портрет «Рыбак с острова Ольхон» 1987 года – холсты даже размещены по соседству. Ольхон – это крупнейший остров озера Байкал, и картина говорит о том, что Александр Дубов искал сюжеты для своих произведений не только на тверской земле. Вдова художника Прасковья Ивановна рассказывает, что ее супруг очень любил путешествовать и объездил едва ли не весь Советский Союз, особенной любовью Дубова пользовалась знаменитая Академическая дача в Вышневолоцком районе, где им были созданы, вероятно, лучшие работы. Говоря о картине «Рыбак с острова Ольхон», вспоминается еще один, более ранний портрет почти с аналогичным названием – «Рыбак с острова Селигер», которого, впрочем, в экспозиции нет. Разница между ними – десять лет. Главное здесь, однако, не время создания, а тема, к которой художник возвращается снова и снова, – тема волевого, опытного, бывалого человека. Эти работы проникнуты особым психологизмом уже потому, что мастер изображает своих героев в естественной для них среде, они словно бы на минуту отвлеклись от своих привычных каждодневных занятий и вышли пообщаться с художником. В семидесятые годы наряду с тематическими картинами и психологическими портретами в творчестве Александра Дубова полноправно царит пейзаж, который в последние годы стал его излюбленным жанром. В нем проявился особый талант художника, сосредоточенного на изображении светлых и гармоничных сторон жизни. Умиротворением и спокойствием веет от картины «Оттепель. Старый Торжок» (1974). Радостью и весельем – от известнейшего холста «Осенние свадьбы», где настроение создает не столько сам сюжет, сколько цвет и свет, с помощью которых художник передает всю гамму, все оттенки настроений. Особенным чувством проникнуты написанные Александром Дубовым портреты детей – дочери (1977) и сына («Портрет мальчика в старинном кресле», 1986). Сын живописца Сергей вспоминает, что он часто приходил к отцу в мастерскую после школы, наблюдал, как он работал, рассматривал альбомы и книги по искусству, которых в студии было множество. В одном из этих альбомов Дубов и написал своего сына, усадив его в старинное кресло, которое, как говорит Сергей, ктото принес отцу… Открывшуюся в музее Владимира Серова выставку можно считать своеобразным авансом, который дан почитателям творчества Александра Дубова. В самом начале октября в областном центре откроется большая экспозиция работ из собрания семьи художника. Евгений Петренко. Тверская жизнь