26 сентября 2012 года в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Запорожского художественного музея открылась выставка работ Александра Тышлера из собраний Запорожского, Луганского областных художественных музеев и частной коллекции.
Замечательный художник ХХ столетия Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) родился в Мелитополе (ныне районный центр Запорожской области) в семье ремесленника и с детства помогал расписывать домашнюю утварь. Учился в Киевском художественном училище, посещал студию Александры Экстер, позже поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую Владимира Фаворского. В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформивший ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. Потом работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами. Он был в числе немногих художников, кто искал и находил в искусстве новые пути. Тышлер создавал эмоциональные сценические образы, пронизанные экспрессией. В живописных и графических работах изображал в гротеско-поэтичной манере лица людей, одежду, события гражданской войны (серия «Махновщина», 1926).
Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет. Созданные им образы несут в себе печать богатого воображения художника, романтической взволнованности, загадочности, основанных на театрально-фольклорном мышлении автора («Девушка с цветами» (1963).
Свои театральные темы художник развивал в станковой живописи, создавая большие серии, в которые подчас объединялись произведения, разделенные несколькими десятилетиями. К одной из таких серий - «Народный театр» (1920-е — 1960-е) — принадлежит картина «Самодеятельный театр» (1961). По образному решению она близка постановке оперы Р. Щедрина «Не только любовь» (1961, ГАБТ), и в станковой форме воплощает приверженность художника формам народного театрального искусства.
Последние десятилетия творчества в живописи Тышлера нарастают тенденции к художественному преображению реальности, к использованию символического языка. «Маски в балаганчике» (из серии «Скоморохи», 1975) — образное выражение природы театрального искусства, темы, которая не покидала художника, начиная с 1920-х годов.
Посетителей экспозиции произведений Александра Тышлера поражают неожиданность композиций, необыкновенная живописность, музыкальность и доброта полотен художника.
Одновременно с открытием художественной выставки состоялась презентация книги Сергея Авдеенко «Александр Тышлер и Мелитополь». Автору книги удалось собрать материалы, которые говорят о том, что истоки творчества художника нужно искать на его малой родине.