В зале искусств ЮУрГУ открылась выставка, среди работ которой полотно, приписываемое самому Рафаэлю.
Лидия Панфилова
Челябинск
В экспозиции – копия с <Мадонны дель Грандука> 1506 года одного из титанов эпохи Возрождения Рафаэля Санти, исполненная французским художником Э. Руйллоном в 1874 году, <Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем> Дж. Ч. Прокаччини (1574-1625 гг.) и <Святое семейство>, или <Мадонна дель Пополо> – самое известное произведение в экспозиции, принадлежащее, по мнению специалистов, кисти самого Рафаэля Санти. Об этом говорит надпись по вороту платья Мадонны, в переводе звучащая как <Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году>. Надпись сделана листовым золотом, вплавленным в красочный авторский слой, что может являться подтверждением подлинности работы. Считается, что именно <Мадонне> Рафаэля посвящены пушкинские строки <Чистейшей прелести чистейший образец>.
Все три работы прибыли в Челябинск из Нижнетагильского музея изобразительных искусств. История их обретения похожа на детективный роман. Картина <Святое семейство> была обнаружена в 1924 году на чердаке так называемого господского дома завхозом Тагильского металлургического треста, в который входили бывшие демидовские заводы, Иваном Васильевичем Колеватовым. Картина находилась в ужасающем состоянии: деревянная основа переломлена надвое и поедена жучком, поверхность испещрена следами гвоздей. После реставрации под руководством известного художника и искусствоведа Игоря Грабаря <Семейство> было передано в Музей изобразительных искусств имени Пушкина (взамен Нижнетагильский музей получил три фургона с фарфором и живописными полотнами). Из Пушкинского музея Рафаэль переехал в Свердловскую картинную галерею. Однажды сотрудники галереи привезли Рафаэля на выставку в Нижний Тагил. Она имела огромный успех, и тагильчане стали требовать, чтобы работа, найденная в свое время на территории их города, вернулась домой. Дошли до тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева. Министр, в прошлом тагильчанин, внял требованиям земляков, и в 1976 году картина обрела постоянную прописку в Нижнетагильском музее.
— А как Рафаэль оказался на чердаке <господского> дома?
— Нижний Тагил тесно связан с именем Демидовых, которые были известны не только медеплавильными и железоделательными заводами, но и собирательством, благотворительностью, культурными связями, – говорит директор Нижнетагильского музея Марина Агеева. – Никита собирал древности, Акинфий старинные рукописи, Анатолий Демидов, впоследствии женившийся на племяннице Наполеона, заказал Карлу Брюллову картину <Последний день Помпеи>. Но самым известным коллекционером был представитель четвертого поколения Демидовых Николай. Он был посланником России во Флоренции, высоко ценил итальянскую живопись и львиную долю прибыли, зарабатываемой уральскими заводами, тратил на приобретение произведений искусства в Италии. Сохранилось письмо приказчика Якова Смирнова, писавшего барину из Лондона в мае 1819 года: <Сегодня г-н Бурке неожиданно пришел ко мне сказать, что его картина Рафаэля назначается опять в продажу, что последняя цена 6000 гиней. Итак, не угодно ли вам будет сделаться обладателем прекрасного творения рук человеческих? Если вы решитесь, то он просил никому не сказывать цены, требуемой за его Рафаэля>.
Газета "Челябинский рабочий", сайт http://www.mediazavod.ru