Выставка «Шедевры национального музея Амстердама в офортах Виллиама Унгера»
15 ноября 2012 г. в Вишневом зале МВИОЦ Ирбитского ГМИИ открылась выставка «Шедевры национального музея (Рейксмузеум) Амстердама в офортах Виллиама Унгера. Гравюра из собрания музея».
В экспозиции представлена серия офортов выдающегося немецкого художника-гравера второй половины XIX века Виллиама Унгера (1837-1932), младшего представителя целого семейства немецких граверов, ведущего свое начало еще с середины XVII века.
Получив профессиональное образование в Дюссельдорфской и Мюнхенской Академиях, Виллиам Унгер, следуя семейной традиции, всецело посвящает себя искусству графики и, в частности, гравированию резцом и офортом. Также исполняет множество пейзажей в технике акварели. Сначала работает в Лейпциге, затем в Вене и на склоне лет переезжает в Инсбрук, где основное время уделяет преподаванию в Академии художеств и местной школе прикладного искусства.
За свою долгую творческую жизнь (мастер умер в Инсбруке в возрасте 95 лет) он награвировал 1000 листов, основная часть которых - свыше восьмисот - была посвящена воспроизведению известнейших картин великих европейских мастеров из собраний крупнейших художественных галерей Европы.
Серии гравюр Унгера выходили отдельными альбомами и были посвящены сокровищам того или иного европейского музея. К числу подобных альбомов относится принадлежащий Ирбитскому ГМИИ и предлагаемый вниманию любителей искусства альбом, в состав которого вошли произведения живописи самых известных мастеров Фландрии и Голландии XVII века из собрания Амстердамского музея.
Унгер гравирует преимущественно офортом, крайне редко прибегая к услугам резца, и это дает ему возможность предельно свободно и легко воспроизводить композицию той или иной живописной картины, передать сам дух голландского искусства XVII века.
Чем больше всматриваешься в эти листы, тем больше забываешь о том, что перед тобой репродукционная работа художника конца XIX века. Унгер не только во всем блеске технических средств воспроизводит композицию и фактуру оригинала, но даже как бы заново воссоздает графическую манеру каждого мастера. Невольно возникает ощущение, что эти листы были гравированы именно теми великими мастерами XVII века, работы которых представлены в альбоме.
В 2003 году в коллекцию музея из собрания Ю.С. Варшавского (Санкт-Петербург) вошли два листа, связанные с творчеством В.Унгера. Один из них является чрезвычайно удачной находкой - это автопортрет Виллиама Унгера, выполненный в технике офорта и акватинты с красивой затяжкой фона и подлинной авторской подписью карандашом. Этот автопортрет мастера и открывает экспозицию.
Выступая в 1912 году на Всероссийском съезде художников, выдающийся русский гравер (современник Унгера) В. В. Матэ говорил: «Гравер не может не быть самостоятельным творцом, как художник-музыкант транспонирует произведения для инструмента, так и гравер передает картину только в двух красках, вызывая богатство светотени и колорита... Настоящий гравер переносит в гравюру-копию свою индивидуальность, которая, всегда сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой новой прелести, которую с восторгом оценит сам автор картины... Гравюра имеет свой язык... бархатистая и серебристая игра штрихов красивее звучит у гравера, чем у живописца; это дает гравюре право гражданства». Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Виллиама Унгера.
Кроме нескольких серий-альбомов Виллиам Унгер исполнил также около 200 оригинальных, выполненных по собственным композициям офортов: виды местностей и портреты. В последние годы жизни он много сил отдал цветной гравюре, отпечатанной с одной доски.
За достигнутые выдающиеся успехи в гравировании Унгер был утвержден в звании профессора и избран членом Берлинской, а также почетным членом Мюнхенской, Стокгольмской и Брюссельской Академий.
Валерий Карпов