Инновационная деятельность ИОЦ в образовательном пространстве ВУЗа: явление примитива в искусстве и рекламе
Современный этап развития системы высшего образования характеризуется
поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Приоритетными инновационными тенденциями в этой связи становится мощное обогащение ВУЗов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet, интенсивное развитие нестандартных, в том числе дистанционных форм обучения студентов. Включаясь в инновационные процессы университетского образования, Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова апробирует ряд новых образовательных технологий.
19 марта 2013 года в Севастопольском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, в Информационно-образовательном центра «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось интегрированное занятие для группы студентов специальности Менеджмент рекламной деятельности 3 курса.
Нестандартность этого занятия заключалась в соединении психологии рекламы, основ рекламного менеджмента и основ понимания изобразительного искусства, культурных и творческих технологий. Подобные занятия не новшество в мировой образовательной и научной практике. Ведь постинформационная эпоха требует особого подхода к подготовке специалистов управления в области креативных индустрий. Однако новация, представленная на творческой площадке нашего Университета, имеет несколько принципиально отличных позиций. В первую очередь, это включение в работу с группой студентов штатного преподавателя, двух специалистов смежных направлений, а так же ведущего специалиста крупнейшего музея отечественного изобразительного искусства (Государственный Русский музей, г. Санкт – Петербург) в режиме оnline-лекции. Во-вторых, лекционный материал сопровождается качественными визуальными рядами, транслируемыми с помощью смарт-доски, кино-экрана, что значительно повышает уровень восприятия слушателей-зрителей, ведь для будущих менеджеров рекламной деятельности особое значение имеет именно визуальная составляющая. В-третьих, студенты непосредственно входят в поле творческого и научного исследования не только собственно лекционного материала, но и тех культурных взаимосвязей, которые традиционно отличают отечественное образование, в частности, взаимосвязи музей – ВУЗ. Таким образом, мы впервые попытались объединить в рамках одного инновационного занятия три слагаемых успеха современного рекламиста: базовые знания в области рекламного менеджмента, понимание логики развития смежных креативных индустрий и постинформационного общества в целом, непосредственное участие в социокультурных и научных процессах, посредством новейших информационно-коммуникационных технологий.
Характерно, что серия инновационных занятий начинается именно с групп студентов специальности Менеджмент рекламной деятельности. Реклама является значимой «креативной индустрией».
Развитие так называемого информационного типа общества привело к пониманию - одним из приоритетных направлений экономики на рубеже 20 – 21 веков становится творчество и инновации. С возникновением в 1980-е годы управленческой идеологии «нового менеджеризма» (энергичность, экономия и эффективность) значительно возрастает роль творческих индустрий, существенно изменяется роль и специфика инновационного управления. В 2000 году впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а вышедшая в свет в 2001 году книга Джона Хоукинса «Креативная экономика» впервые возвестила о наступлении постинформационной эпохи, для которой знания, информация – ресурс, а доминантная ценность и движущая сила – творчество, «креативность». Творчество сегодня востребовано в самых разных областях – в промышленности, бизнесе, управлении. Полем деятельности нового – постинформационного – типа общества становятся креативные индустрии (creative industries), создающие, производящие и распространяющие товары и услуги, в основе которых лежит творчество и интеллектуальный капитал. Выдвигается новая концепция «креативного класса», согласно которой сообщество «homo creativus» («человек творческий») занимается генерированием идей и превращением их в ценности, что в постинформационном обществе непосредственно связано с ростом и процветанием бизнеса, городов, регионов, стран.
Креативные индустрии – один из быстро растущих секторов мировой экономики, что обусловлено максимальным разнообразием их ресурсов. Это разнообразие позволяет обеспечить мобильность, выход на глобальный рынок, формирует проектное мышление, способствует развитию человеческой индивидуальности и доверия в обществе, способствует новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению городов и формированию городского пространства. Именно на уровне творческих индустрий, посредством формирования сетевых взаимосвязей, сегодня происходит включение всех уровней власти в решение насущных проблем не только культуры и экономики, но и общества в целом.
К креативным индустриям специалисты относят рекламу; дизайн; архитектуру; декоративное искусство и ремесла; моду; кино (индустрию производства фильмов, с учетом видео, DVD, телевизионных фильмов); музыкальную индустрию (звукозапись - не только собственно музыкальную, распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды live performance); исполнительские искусства; телевизионная и радио-индустрия (включая кабельное и спутниковое TV); интернет-индустрия (в том числе все формы net art и net culture, а также разработка сайтов, порталов и иных форматов коллективной и групповой коммуникации); музеи и организации культуры; изобразительное искусство; литература и издательское дело; культурный туризм; образовательные и игровые индустрии (обобщенное название educainment). Каждая из перечисленных отраслей имеет свою динамику развития, свою экономическую политику, и формирует новые культурные технологии, новый язык управления, новую генерацию специалистов в области менеджмента, свободно ориентирующихся в экономических процессах и процессах управления, равно как и в специфике культуры, искусства, творческих процессов.
Первая часть занятия прошла в формате лекции-презентации. Провел ее доктор политических наук, доцент Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Кирилл Вячеславович Маркелов.
Вторая часть занятия прошла в кинотеатре Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», где специалисты Центра Татьяна Петровна Сайгушкина и Анна Николаевна Горенкова рассказали о роли истории искусства, основ языка изобразительного искусства в сфере бизнеса и управления, рекламы и других креативных индустрий.
Для эффективной работы сегодня специалисту требуется развитое образное мышление, помогающее находить нестандартное решение в любой трудной, в том числе экономической ситуации. Способность к образному мышлению, к «креативному видению» давно уже заняла лидирующие позиции в конкурентной борьбе. Продуктивное же развитие этого типа мышления обеспечивается наилучшим образом именно при общении с искусством, как комплексом мировоззренческих, философских, психологических элементов.
Студенты также услышали и увидели с помощью визуальных подборок как шедевры мирового искусства «вырастают» в самые настоящие брэнды, как рекламный продукт становится произведением искусства (как, например, афиши А. Тулуз-Лотрека, прикладная графика А. Мухи, с которых начиналась «новая эпоха дизайна»).
Особое внимание было уделено роли искусства и культуры в коммуникативных системах современного общества. Так, например, были рассмотрены вопросы значения для менеджмента креативных индустрий знаний о системе взглядов, мировосприятия, отраженных в искусстве традиционных цивилизаций (дальневосточной, мусульманской, разных христианских конфессий), представители которых играют огромную роль в современной экономике. Для менеджеров рекламной сферы наиболее актуальными остаются в этой связи темы, касающиеся психологии восприятия и психологии воздействия рекламных образов, а, следовательно, и тем «производства визуального».
Третьим блоком интегрированного инновационного занятия стал сеанс видео-конференц связи с мультимедийным центром Государственного русского музея (Западная кардегардия Михайловского замка, г. Санкт – Петербург). Участниками видео-конференции стали информационно-образовательные центры «Русский музей: виртуальный филиал» Санкт – Петербурга, Севастополя, Тамбова, Кемерово, Петрозаводска, Саратова.
Оnline-лекция «Явление примитива в русском искусстве XVIII – первой половины XIX в.в.» открыла для широкой аудитории особенности бытования «многоликого искусства примитива» в разных эпохах (лектор: Анна Владимировна Прозорова – ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы Государственного Русского музея, искусствовед).
Оnline-лекции ведущих специалистов крупнейшего в мире музея русского изобразительного искусства становятся неотъемлемой частью современных процессов непрерывного образования. Они не только открывают доступ к музейным коллекциям для людей, находящихся в разных уголках мира, популяризируют отечественное искусство, развивают музейную коммуникацию, но и способны выстраивать устойчивые кросскультурные, междисциплинарные взаимосвязи. В частности, лекция о примитиве и наиве в изобразительном искусстве помогает полноценному восприятию эпох, пониманию явлений и психологии людей, в них живших, а также позволяет проследить основные тенденции развития общества (прогресса или регресса), проанализировать, чем общество и его отдельные группы «дышат», чего желают (потребительские предпочтения, в том числе). Знание истории изобразительного искусства, тенденций формирования стилей и направлений, языка изобразительного искусства, а также понимание логики взаимосвязи искусства с различными сферами жизнедеятельности человека, таким образом, дает менеджерам креативных индустрий незаменимый инструмент исследования, анализа и прогнозирования, дает навыки владения универсальным языком творчества.