Инновационная деятельность ИОЦ в образовательном пространстве ВУЗа: «иллюстрированный брэндинг»
В Севастопольском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова прошла серия инновационных занятий «Иллюстрированный брэндинг», слушателями которых стали группы 3 курса направлений Производственный менеджмент, Гостиничный и туристический бизнес, Менеджмент рекламной деятельности. Данная серия включалась в практические занятия по Маркетинговым коммуникациям и прошла в формате занятий с привлеченным специалистом. Провели занятие кандидат экономических наук Инна Валерьевна Журавлева и методист Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» Анна Николаевна Горенкова.
Лекция-презентация «Иллюстрированный брэндинг» отражает историю возникновения и развития понятия брэнд, понятий «брэнд профессии» и «брэнды-персоналии», поле действия брэндов и особенности их восприятия в разных культурных традициях, в разные эпохи. Особое внимание уделено роли изобразительного искусства, ремесленников, художников, зодчих, людей «мира искусств» в формировании брэндинга, как направления маркетинговой коммуникации.
Значимость цельного комплекса информации о товаре, услуге или даже городе, регионе понимали еще древнеиндийские, древнефиникийские торговцы и ремесленники. Фамильные, цеховые клеймо было не просто способом выделиться среди «подобных», но и своеобразным знаком качества и даже больше – тем символом, который «встраивался» в систему отношений между людьми, городами и странами, влиял на потребителя на ментальном уровне.
Объекты культурного наследия – архитектурные памятники, шедевры живописи, декоративно-прикладного искусства – являясь «знаком» принадлежности к эпохальным историческим событиям или стилям, принадлежности к «кисти великого мастера», рождают устойчивые ассоциативные связи, создают вокруг себя атмосферу «узнаваемой потребности». Эти особенности широко эксплуатируются в современной рекламной и других креативных индустриях, а, следовательно, практически во всех отраслях деятельности.
На занятиях были представлены примеры того как национальные ремесла – палехская и холуйская лаковые миниатюры, оренбургские платки, тульские самовары и т.п. – влияют на формирование и развитие территориального маркетинга, национальных брэндов. Ремесла, профессионалы, места производства и туристические места, объекты исторического и культурного наследия – по этим критериям составляется рейтинг национальных брэндов, непосредственно влияющий на имидж национального государства, что, в свою очередь, сказывается на успешности перенесения этого имиджа вовне. Практика брэндинга показывает «это так же важно, как то, что они производят и продают».
Брэндинг, как направление маркетинговых коммуникаций – это всегда творческая форма дифференциации рынка. Процесс творчества здесь ключевой, и, как правило, он имеет непосредственное отношение не только к маркетингу, но и к визуальному искусству (архитектура, дизайн, живопись, графика, искусство плаката и т.д..). То есть брэндинг это крепкий сплав маркетинга и креатива, что требует неординарных способов мышления, взаимопонимания от всех участников создания и продвижения брэнда: арт-директора, заказчика, дизайнера, верстальщика, офисных служащих, агентов, менеджеров и многих других. Именно поэтому современный рынок труда диктует новые требования, в том числе и к менеджерам в сфере рекламы, которым для конкурентоспособности необходимо учитывать и креативные аспекты.
По завершении серии лекций-презентаций студентам были предложены задания, включающие самостоятельное решение маркетинговых и творческих задач.