В информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Запорожского художественного музея 3 апреля 2013 года состоялся вечер памяти талантливого запорожского художника-пейзажиста Николая Александровича Пашканиса (1923 — 1978), и открылась выставка его работ, посвященная 90-летию со дня рождения мастера.
Открыла мероприятие и очередную выставку из серии «Знакомство с юбилярами» директор музея Галина Борисова. На встречу пришли друзья художника, коллеги по цеху, творческая молодежь. Известные художники, скульпторы Александр Бовкун, Владлен Дубинин, Владимир Щербина, искусствоведы Алефтина Медведева и Сергей Латанский поделились с присутствующими своими воспоминаниями о Николае Александровиче Пашканисе, человеке большого яркого таланта и щедрой души, рассказали о его любви к русскому Северу.
Николай Пашканис родился в селе Мироновка Питерского района Саратовской области в семье служащего. Творческая биография художника началась в 1953 году, когда 30-летний выпускник Харьковского художественного училища начал работать в г. Запорожье. За плечами были тяжелые годы войны с фашистскими захватчиками. Они, возможно, навсегда определили серьезность, с которой Николай Пашканис относился к работе. С 1960 года он начинает участвовать в республиканских и зарубежных выставках и в 1967 году становится членом Союза художников СССР.
Край вечной мерзлоты. Белое и Баренцево моря. Арктическая тундра. Карельский перешеек. Здесь, среди тружеников этих славных мест, он черпал вдохновение для своего творчества. Суровую красоту и величественность северной природы Н.А.Пашканис видит и воспринимает во взаимосвязи с людьми: «У поселка рыбаков» (1975), «Серый день. Сети» (1975), «Белая ночь» (1975), «Поселок возле Белого моря» (1975), «Стоянка ледоколов» (1977) и др. Человек смог покорить стихию, научился ценить и понимать ее удивительную красоту. Творчество художника развивалось в традициях социалистического реализма.
Поэтическое мировосприятие определило особую роль пейзажа в живописи Н.А.Пашканиса. Многие его работы написаны под впечатлением от путешествий в Карелию: «Начало осени (Карелия)» (1976), «Осенний лес» (1978), «Весна на Ловозере» (1968), «Ветреный день» (1976) и др. Автор глубоко и тонко чувствует природу, мастерски умеет ее изобразить. На полотнах художника - осенние деревья в багряных одеждах, прозрачные озера, суровые скалы... Рельефными мазками художник передает трепетность листвы под порывами ветра, подвижность водной поверхности. В его романтических пейзажах ярко выражено чувство глубокой любви к родной природе.
Н. Пашканис тонко чувствовал состояние природного мотива, особенности освещения в зависимости от времени суток, от времен года. Об этом «говорят» его картины и этюды, отличающиеся разнообразными и тщательно продуманными композиционными решениями.
На выставке из собрания музея представлены 15 авторских произведений и 3 портрета Николая Пашканиса, выполненные его друзьями-художниками в разное время: В.И.Хивренко «К людям. Художник Пашканис» (1975), П.Д.Вольский «Портрет Пашканиса» (1966), Ю.А.Смирнов «Портрет художника Пашканиса»(1970).