Выставка книжной графики Василия Владимирова (1880-1931)
4 июня 2013 открывается выставка книжной графики
Василия Владимирова
Имя художника Василия Васильевича Владимирова неизвестно широкой публике, и тем интереснее прочесть в воспоминаниях Андрея Белого: «В.Брюсов открыл мне структуру стиха, Э.К.Метнер вскрыл ухо, Владимиров научил видеть…». Действительно, Владимиров знал Андрея Белого еще со времен учебы обоих в гимназии Л.И.Поливанова и позже в Московском университете, когда начал складываться состав кружка «аргонавтов». Участники кружка приняли деятельное участие в издании первой книги Александра Блока «Стихи о прекрасной даме», вышедшей в Московском издательстве «Гриф» в 1904 году, а оформил обложку книги ни кто иной как Василий Владимиров.
Живописи Владимиров обучался в частной студии В.Н.Мешкова, а в Московском университете он учился на этнографа, и в 1899-1901 гг. совершил несколько путешествий по русскому Северу, делая зарисовки пейзажей и национальных костюмов. Эти работы пригодились ему в дальнейшем - в 1900-е гг. мимо художника не прошло всеобщее увлечение так называемым «русским стилем»: в Вологодской картинной галерее хранятся акварели 1900-1901 гг., связанные с русской допетровской историей. В творчестве этого периода отчетливо заметно влияние Васнецова, Коровина и Врубеля.
В 1905-1907 гг. Владимиров жил в Мюнхене и учился в местной Академии у Гуго фон Габермана - художника «югенд стиля», владевшего сложными техниками гравирования. Под его влиянием Владимиров штудирует труды о перспективе и форме, в частности Гильденбрандта, увлекается Дюрером – он изображал его несколько раз – и Грюневальдом: Андрей Белый, который путешествовал вместе с ним, писал об их мюнхенской жизни: «Грюневальд был рядом!».
После возвращения из Европы (после Мюнхена он посетил Италию) в творческой жизни Владимирова начался самый плодотворный период: он работал для различных издательств, в частности сотрудничал с московским журналом «Северное сияние»; много выставлялся, создавал религиозные композиции для церквей.
В 1914 году художник женился на Лидии Михайловне Горвиц, которая происходила из состоятельной петербургской семьи. В 1921 году, по вызову А.М.Горького, художник переехал в Петроград для службы экспертом и зав.складом при Отделе художественных ценностей Северо-Западного управления Наркомата внешней торговли. В это же время он был занят работой над трудом «Перспектива для художников», который так и не был опубликован. С 1924 по 1925 год Владимиров сотрудничал с детским журналом «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»), где он иллюстрировал произведения Б.С. Житкова, Дм. Четверикова, Е. Васильевой, А. Слонимского и других; также он оформлял книги и для других московских и ленинградских издательств (например, «Радуга»). В это же время художник возглавлял мастерскую для изготовления игрушек при производственном бюро Академии Художеств, и на протяжении 1920-х гг. оформил несколько кукольных спектаклей. С 1926 года Владимиров сотрудничал с Ленинградским музеем связи, для которого выполнил несколько макетов и акварелей.
Тот факт, что имя Василия Владимирова осталось неизвестным для истории русского искусства, возможно связано с тем, что сам художник старался держаться в тени из-за преследований семьи его жены. Так, его тещу арестовывали четыре раза, и каждый раз ее выручало заступничество известных людей, в частности Самуила Маршака. Имя самого Владимирова в этот период часто пропадало из списка авторов журнала «Воробей»/»Новый Робинзон», при этом сохраняясь в подписях к графическим листам.
После смерти художника в 1931 году его имя было почти забыто, значительная часть работ пропала во время войны. В 1969 году его сын, тоже художник и тоже Василий Васильевич Владимиров, который преподавал на Художественно-графическом факультете ЛГПИ им. А.И.Герцена, организовал там выставку «В. Владимиров (1880-1931). Художник, исследователь, теоретик и популяризатор». Много позже, в 1996 году, акватинты Владимирова были представлены на выставке «Символизм в России» в Государственном Русском музее.
На выставке в департаменте «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ в основном представлены эскизы иллюстраций Владимирова к книгам 1920-х годов, которые в сочетании с готовыми книгами дают представление о процессе работы над книжной иллюстрацией. Небольшое количество набросков 1900-1910 гг. позволяют проследить эволюцию стиля художника от югендстиля этих лет к менее орнаментальному, с почти конструктивистским шрифтом, стилю книжной графики художника 1920-х гг. Обладая индивидуальной художественной манерой, искусство Василия Владимирова одновременно отражает и общие художественные процессы русского искусства начала XX века, так же, как и его биография испытала непосредственное влияние событий этого времени.
Елизавета Южакова
Проведение выставки работ В.В.Владимирова стало возможным благодаря содействию Ивана Чемакина и Татьяны Аржанниковой