Фильм вместо учебника
Марк Шагал.Об одном русском художнике замолвите словечко.
Оставив школьную и студенческую скамьи за пределами, о которых вспоминать уже не хочется, мы, тем не менее, все чаще сталкиваемся с вопросами обучения. Ведь главное, чтобы в школах нас научили учиться, потому что после всех выпускных настоящая учеба только начинается. Самообразование, если быть точным. Обратимся же сегодня к тем, кому познавательный процесс до сих пор интересен.
Известно, что восполнить некоторые пробелы в знаниях отлично помогают фильмы. К ним-то мы и обратились недавно. Вернее, к одной документальной картине под названием «Марк Шагал — художник из России» (1987 г.). Если есть те, кто в этом сомневается, тогда особенно рекомендуем ее к просмотру.
Киносеанс устроил Екатеринбургский музей изобразительного искусства в рамках выставки «Марк Шагал. «Мертвые души». Офорты к поэме Н. В. Гоголя».
Российский кинорежиссер Марианна Таврог сняла по современным меркам короткометражный фильм продолжительностью в 30 минут о жизни и творчестве русского художника. На самом деле, тот факт, что в России в начале 90-х многие считали Марка Шагала, скорее, иностранным художником, видимо, и послужил неким толчком к созданию картины.
Марк Шагал: «Да, я почти оторван от России. Никто мне не пишет, и мне не кому писать. Как будто и не в России родился. Неужели я должен остаться французским художником?»
«Авангардист и иммигрант, с именем на слуху, но с работами в запасниках» — с таким представлением встречали его первую после долгих лет непринятия выставку в Музее им. Пушкина в Москве. С нее, собственно, и начинается повествование в фильме — с огромных очередей, которые собирались перед входом в музей, с тех вопросов, которыми задавались устроители выставки: «Поймут ли? Ведь автор непрост для восприятия и ни на кого не похож».
Марк Шагал: «Не называйте меня причудливым. Напротив, я реалист. Люблю землю. Моя родина всегда в моих картинах».
Уехал Марк Шагал из страны, как и многие в то время, не согласный с режимом власти. Однако в фильме режиссер опускает любые политические подтексты и факты, отдавая предпочтение личности и творчеству. И это порадовало.
Внимание зрителя сосредотачивается на нем, прежде всего как на художнике — на его образах, взглядах на мир, на том, как жизнь на них повлияла. Также ярким красным штрихом в фильме подчеркнут тот факт, что Марк Шагал был именно русским художником. Даже несмотря на то, что большую часть своей жизни, более 60 лет, он прожил за границей, мысли о родном Витебске, о родителях, о местах своего детства не оставляли его. Главным доказательством тому служат сами картины.
Художник родился в бедной еврейской семье. Сын простого грузчика и держательницы мелкой лавчонки. Уехал учиться в Париж. Познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира. Стал учителем рисования в Малаховской трудовой колонии. Эти и многие другие факты из жизни художника переплетаются с его же фразами — впечатлениями, с ними связанными, комментариями близких людей, рассуждениями искусствоведов, вырезками из интервью и писем.
Из письма к Марку Шагалу одной из воспитанниц колонии: «К 90-летию... мы послали ему фотографии, где он снят с нами. Он ответил, что всех нас помнит, что сейчас богат и знаменит и никогда не забудет нашей Малаховской колонии, где жил на втором этаже со своей Беллой и спал на железной кровати...»
Также хочется отметить трогательные кадры с сестрой художника, которая поделилась своими воспоминаниями об исключительной и «чудесной» природе его характера, об открытой и мечтательной натуре, уже в том возрасте выделявшей его среди сверстников.
В целом из фильма мы гораздо больше узнали о его поэзии, чувстве времени и людей, ощущении оторванности от родины, тоске по ней, любви и особенном отношении к краскам и свету в картинах, состоянии полета и мечтательности, метафорично перенесенных в картины, нежели подробно о малоизвестных фактах из истории его жизни. Однако это был взгляд более пристальный и внимательный к сущности художника, к его внутреннему миру, к важным моментам в жизни, отразившимся на нем и его творчестве.
В очередной раз убеждаюсь в том, что по-настоящему понять художника можно, лишь ближе познакомившись с его жизнью. Но не из сухой биографической справки, а, например, из такой вот довольно яркой картины, создавшей прежде всего настроение и какое-то ощущение близости и теплоты к художнику, с которым зрителя всегда разделяли расстояние, а теперь и время. Этот фильм стал хорошим подспорьем в понимании его внутреннего мира и, соответственно, его работ.
Для тех, кто в его творчестве заинтересован не меньше, уточним, что до 24 февраля, даты закрытия выставки, в музее будут проходить кинопоказы этой и других документальных картин, посвященных художнику: фильм, снятый немецким режиссером Ким Эванс, «Мировое искусство: Марк Шагал / Marc Chagall» (1985 г.) и фильм совместного производства России и Израиля «Шагал: России, ослам и другим / Chagall: a la Russie, aux anes et aux autres» (2003 г.).
Фильмы предоставлены департаментом «Факультет искусствоведения и культурологии» Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.
Портал о культурной жизни "КУЛЬТУРМУЛЬТУР", 31 января 2013