Ресурсный центр: итоги учебного года. Вместе весело шагать по музейным просторам
Благодаря многолетнему сотрудничеству с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея и созданию Ресурсного центра творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями в Музее изобразительных искусств Республики Карелия проведена значительная работа по реализации музейно-образовательных и познавательно-досуговых программ и проектов.
Наиболее востребованной является музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». МИИ РК реализует организацию занятий по разделам «Мы входим в мир прекрасного» для дошкольников и «Мир музея» для младших школьников. Первый учебный год действия программы 2010-2011 г.г. привлёк около 1000 детей из 20 образовательных учреждений г. Петрозаводска. Благодаря своему содержанию и выстроенной системе взаимодействия между учителями, воспитателями и музейным сообществом интерес к участию в программе ежегодно возрастает. Учителя и воспитатели делятся своими педагогическими находками на открытых занятиях. Для них проводятся семинары с участием специалистов из Российского центра музейной педагогики и детского творчества ГРМ, специальные лекции и занятия, индивидуальные консультации. Опробовано онлайн - консультирование по вопросам реализации программы «Здравствуй, музей!». МИИ РК при содействии ГРМ бесплатно обеспечивает педагогов методическими пособиями, детей - тетрадями для творческих работ за счет родителей.
Информацию о результатах программы образовательные учреждения получают через выступления на педагогических конференциях, семинарах. Опыт организации участия образовательных учреждений представлен в печатных изданиях, в Интернете. В журнале «Справочник руководителя учреждения культуры» в 2012 году были опубликованы 3 статьи о деятельности Ресурсного центра в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Они получили широкий отклик среди российских музейных специалистов. Все события Ресурсного центра освещаются на нашем музейном сайте.
В 2012 году проект «Здравствуй, музей!» получил звание победителя в номинации «Лучшие образовательные практики столицы» в конкурсе муниципальных проектов «Город, устремлённый в будущее» в г. Петрозаводске. Это коллективная победа учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений, всех сотрудников Музея изобразительных искусств Республики Карелия и, конечно, Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. При его помощи и поддержке удаётся привлечь к музейному образованию большое количество детей и взрослых.Успешность программы «Здравствуй, музей!» возбуждает интерес к участию в ней все новых учреждений образования. В учебном году 2012-2013г.г. в ней участвовали 1800 дошколят и младших школьников, более 70 педагогов из 26 образовательных учреждений г. Петрозаводска. В следующем году ожидается приток ещё около 400 детей. Возникает необходимость в обучении новых педагогов. Это означает, что в Петрозаводске реализация программы «Здравствуй, музей!» находится в стадии развития.
Интерес разновозрастных посетителей к местному материалу в музейном просвещении помогает сотрудникам нашего музея создавать такие уникальные программы как «Мультиполотенце или Kaspaikka» и «33 Николы от Холмогор до Колы». Эти программы используют мультимедийные ресурсы и создают условия для рассказа современным языком о таких сложных разделах, как древнерусская живопись и традиционная вышивка Карелии.
По предложениям педагогов и родителей в Музее изобразительных искусств РК работают различные студии, абонементные программы. Занятия проводят профессиональные художники и сотрудники музея. Здесь самые активные участники - это семейные посетители. Родители и дети вместе постигают изобразительное и декоративно-прикладное, современное искусство не только теоретически, но и на практических занятиях.
Сегодня наш музей очень заинтересован в развитии дистанционного обучения. Любители изобразительного искусства проявляют интерес к образованию в этой сфере. Уже осуществлён курс для педагогов из районов Республики Карелия, которые в дальнейшем готовы заниматься по этой программе с детьми. И, конечно, мы всегда помним о «музейном чипе», который в результате приводит пользователей дистанционного обучения в стены музея. Сформированы 2 новые группы, готовые осваивать курс «Язык изобразительного искусства». Ожидаем установки новой программной оболочки для начала дистанционного обучения.
Онлайн-лекторий ГРМ стал замечательным ресурсом художественного образования студентов профильных ВУЗов г. Петрозаводска. В этом учебном году состоялось 5 лекций ведущих специалистов ГРМ, таких как А.А. Курбановский, А.Д. Боровский, М.В. Салтанова, А.В. Прозорова. Лекции по искусству в онлайн формате вызвали положительный отклик среди студентов, преподавателей и сотрудников музея. Интерес к этой форме оказался для нас неожиданным и показал недостаток помещений для такого рода мероприятий.
Еще одна новая форма работы, освоенная в этом году совместно с ГРМ: участие в оценке конкурсных фильмов Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «АРТКИНО-5». В Музее изобразительных искусств РК прошли показы, на которых можно было проголосовать за понравившийся фильм. В этой акции приняли участие 35 человек, оценившие 28 фильмов. У подобных акций в музее большой потенциал. Они позволяют жителям Петрозаводска быть на передовых рубежах развития современного искусства. Чаще всего их посетителями являются студенты.
Подводя итог, можно говорить, что в Карелии преодолеваются барьеры непонимания и разобщённости между учреждениями образования и культуры. Важность интеграции этих двух областей уже неоспорима. Сегодня педагоги готовы принимать на себя ответственность за выход своих подопечных из стен ВУЗа, школы, детского сада. Осознание необходимости выведения детей в социум происходит не само собой, а по результатам посещения музеев, концертных залов и библиотек. Здесь молодое поколение получает бесценный опыт воспитания эстетикой, учится понимать непростые контексты различных видов искусства. Можно ли освоить правила поведения в музее, не побывав в нём?
Для развития и укрепления начатых программ нам жизненно необходимо проведение семинаров со специалистами Государственного Русского музея, Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Мы очень заинтересованы в продолжении онлайн-лектория Виртуального филиала Русского музея.
Видимо, пришло время обмена опытом практики адаптации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» с представителями российских музеев и педагогов образовательных учреждений, работающих по этой программе. Хотелось бы хотя бы раз в год собираться вместе для обсуждения актуальных вопросов и выработки стратегии развития музейно-педагогического направления.
И, конечно, мы очень ждём начала дистанционного обучения.