Лучишкин С.А. X зимние Олимпийские игры. Олимпийский огонь загорелся. Гренобль. 1968
Лучишкин С.А.
X зимние Олимпийские игры. Олимпийский огонь загорелся. Гренобль
1968
Холст, масло. 78 х 89
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
X зимние Олимпийские игры — международное спортивное соревнование по зимним видам спорта, которое проходило под эгидой Международного олимпийского комитета в городе Гренобль (департамент Изер, Франция) с 6 до 18 февраля 1968 года.
На эмблеме Игр была нарисована снежинка, расположенная между трех роз, символа города Гренобль, внизу которых располагались 5 одноцветных Олимпийских колец. Впервые в истории Олимпиад на Зимних играх 1968 года в Гренобле появился талисман игр (тогда ещё неофициальный). Это был Колобок-лыжник по имени Щусс в синем лыжном костюме с большим красно-белым шаром вместо головы. Его изображения были настолько популярны и столь успешно продавались в виде значков и маленьких фигурок, что МОК решил в будущем ввести в обиход на Олимпиадах стилизованное изображения персонажа, признанного общественностью страны-организатора игр наиболее популярным.
Олимпийский факел был зажжён 16 декабря 1967 в античной Олимпии в Греции и принесён в Афины. Оттуда самолётом он был доставлен в парижский аэропорт Орли. До того, как он был принесён в Гренобль, факел прошёл путь через 41 департамент и 170 городов Франции при участии 5 тысяч факельщиков, которые несли его пешком, везли на велосипедах, в лодках, на лыжах и на мотоциклах. Примерно 80 тысяч спортсменов сопровождали факельщиков, и около 2 млн. зрителей наблюдали за этим.
Последний участник факельной эстафеты французский фигурист Ален Кальма зажёг огонь в Олимпийской чаше на стадионе Ледигьер. Чести произнесения Олимпийской клятвы у знамени своей страны, согласно Олимпийской хартии, удостаивается один из выдающихся спортсменов страны-организатора игр. На открытии этих игр клятву произнёс французский горнолыжник Лео Лакруа.
Начиная с 1968 года МОК, по предложению Олимпийского комитета СССР, включил в церемонию открытия игр также Олимпийскую клятву судей, которую должен был давать после клятвы спортсменов судья той страны, где проводятся Олимпийские игры.
Вступительную речь на открытии X зимних Олимпийских игр 6 февраля произнёс президент Франции Шарль де Голль. Всего в играх приняли участие представители 37 стран мира, 1158 спортсменов, из которых 947 – мужчин, 211 – женщин. Впервые самостоятельными командами выступали команды ГДР и ФРГ. Всего на X Зимних Олимпийских играх было разыграно 35 комплектов наград в 10 видах спорта. В олимпийской программе появилась новая дисциплина – эстафета биатлонистов 4 на 10 км.
Первый раз в истории велась телевизионная трансляция Олимпийских игр. Для этого Управление радиовещания и телевидения Франции (ORTF) создало Дом Радио и Телевидения в квартале Малерб. Всего игры смогло посмотреть свыше 600 млн. телезрителей.
Впервые в истории Олимпийских игр в Гренобле был введён допинг-контроль спортсменов в соответствии с решением МОК 1967 года о запрете применения допинга.
Франция многое сделала для того, чтобы юбилейные зимние Олимпийские игры прошли на высоком организационном и спортивном уровне.
На Олимпиадном полотнище появилась новая деталь. Художник Пиро слил пять колец с изображением молодой женщины и голубя. На церемонии открытия прозвучала клятва, зажжен огонь и вдруг с неба хлынул пунцовый дождь – 30 тыс. живых роз сбросили с вертолетов на стадион.
Спортсмены СССР выступили на этих Играх неудачно, существенно сдав свои позиции в лыжном спорте и скоростном беге на коньках. Если в Инсбруке в этих видах спорта на их счету было 8 золотых медалей, то в Гренобле олимпийцам СССР пришлось довольствоваться 2 золотыми медалями. Зато настоящей сенсацией стала победа в прыжках с трамплина Владимира Белоусова: это единственная золотая медаль советских прыгунов за все время их выступлений на Олимпиадах. Владимир одержал победу в прыжках с 90-метрового трамплина, сумел в острейшей борьбе опередить победителя соревнований на 70-метровом трамплине спортсмена из Чехословакии И. Рашку.
В скоростном беге на коньках слабое выступление спортсменов СССР не снизило соперничества. Острейшая борьба шла между конькобежцами Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Голландские спортсмены сумели завоевать три золотые медали, США, Норвегии, Германии, Швеции и СССР – по одной.
Вновь сильнее всех были наши хоккеисты. Несмотря на поражение в матче с чехословацкой командой (4:5) хоккеисты СССР сумели добиться золотых медалей, уверенно переиграв остальных соперников. А биатлонисты стали первыми в истории Зимних олимпийских игр победителями командной эстафеты (для Мистера Биатлона, как прозвали Александра Тихонова западные журналисты, это была первая из четырех олимпийских побед в эстафете, к которой он на Играх-1968 добавил и «серебро» на дистанции 20 км). В парном фигурном катании на коньках второй раз подряд победителями стали Л. Белоусова и О. Протопопов. Их главными соперниками на этих Играх были спортсмены из сборной команды СССР Т. Жук и А. Горелик.
В неофициальном командном зачете победу одержали норвежцы: 103 очка и 14 медалей (соответственно 6, 6, 2). Вторыми были спортсмены СССР – 92 очка и 13 медалей (5, 5, 3), третьими – Австрии – 79 очков и 11 медалей (3, 4, 4).
ЛУЧИШКИН Сергей Алексеевич (1902, Москва – 1987, Москва)
Советский художник, театральный деятель, Заслуженный художник Российской Федерации.
Родился в семье лавочника. В 1917—1923 учился на курсах декламации (с 1919 — Государственный институт слова). Параллельно занимался в 1919—1924 в Свободных художественных мастерских у А.Архипова, а затем (когда они были преобразованы во ВХУТЕМАС) — у Л.Поповой, А.Экстер и Н.Удальцовой. Был членом группы «Метод» (1924) и «Общества станковистов» (ОСТ; с того же года).
Участник наиболее радикальных художественных экспериментов 1920-х годов. Вслед за С. Никритиным разрабатывал концептуальные таблицы и графики — «проекции» идей, призванные заменить традиционное произведение (Координаты живописной поверхности, 1924). В 1923—1929 руководил студией «Проекционный театр», соединившей сценографию в духе конструктивизма с начатками театра абсурда. До 1930 многократно выступал устроителем городских агитационных шествий, в 1930—1932 был художественным руководителем и режиссёром Театра малых форм московского Пролеткульта. В 1932 вошёл в правление Московской организации Союза художников (МОСХ).
Игровое начало в соединении с абсурдом и трагизмом характерно для лучших станковых работ Лучишкина (Я очень люблю жизнь, 1924—1926; Шар улетел, 1926; Вытянув шею, сторожит колхозную ночь, 1930). Выступил художником-постановщиком фильма «Цирк» (режиссёр Г. Александров, 1936). В дальнейшем занимался плакатом, оформительскими работами на ВСХВ. Оставил воспоминания.