Онлайн-лекция «Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова
17 октября 2013 в 15-00 в Мультимедийном центре Западной кордегардии Русского музея состоялась лекция «Под воспаленным прахом». Археология масонского взгляда: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова
Онлайн-трансляция лекции осуществлялась на сайте Некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский музей» www.npvrm.ru.
Автор исходит из предположения о том, что наибольшие загадки таят те произведения искусства, мимо которых зритель в музее проходит поспешно, полагая, что о них уже все известно. Одним из таких знаменитых, но неоднозначных памятников является картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи».
Созданная в эпоху расцвета русского романтизма, картина отразила и отзвук кантовско-шиллеровского рассуждения о «возвышенном» (превосходящем силы и масштаб человека), и традиционный интерес к античности. После того, как раскопки Помпей открыли множество эротических артефактов, древняя катастрофа стала рассматриваться как Божья кара и сопоставляться с разрушением греховного Содома. В России свежи были воспоминания об Отечественной войне 1812 года, интерпретированной как «суд Божий на ледяных полях».
Эти и подобные провиденциальные настроения питали прикосновенность скрытому знанию, эзотерическую традицию, к которой семейство Брюлловых имело прямое отношение (и отец, и сыновья Карл и Александр входили в масонские ложи). В лекции излагается и обосновывается трактовка картины «Последний день Помпеи» как масонской аллегории «Разрушение града нечестивого», разъясняется тайный «масонский» смысл ряда деталей, которые посвященными могли пониматься как мистические символы. Такое прочтение обогащает наше знание духовной атмосферы эпохи и позволяет расширить панораму «визуальных режимов и практик» европейского романтизма.
Лектор: Алексей Алексеевич Курбановский - доктор философских наук, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей по рок-музыке. В 1977 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. С 1990 года работает в Государственном Русском музее. В 2002 и 2003 годах преподавал историю русского искусства в университетах США. Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007).