«Личное прочтение». Выставка авторских книг
Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова представил широкому кругу зрителей уникальную выставку «Личное прочтение».
Впервые на севастопольском выставочном пространстве 17 художников из Севастополя, Одессы, Минска познакомили зрителей с феноменом авторской книги (artist's book, книга художника). 31 книга – арт-объект выполнены вручную, с частичным применением технических средств печати, в единственном экземпляре. Каждая книга – цельное художественное произведение автора-художника. Такие книжки надо «смотреть глазами, руками, сердцем». 14 авторских постеров с иллюстрациями дополняют книжно-объектный ряд.
Историческая справка. Можно долго спорить о времени рождения уникального явления - авторской книги. Кто-то полагает, что родоначальниками его стал круг художников журнала «Мир искусства», затем волну подхватили русские футуристы. Другие заглядывают на двести лет назад, в туманы Альбиона, указывая на британского художника и поэта Уильяма Блейка как на «отца основателя». И, действительно, именно ему и его основательному подходу к делу принадлежит одна из самых точных формул, обозначающих феномен авторской книги: книга художника – есть максимальное соответствие между текстом, изображением и форматом книги. Третьи полагают, авторская книга существовала всегда. Так или иначе, расцвет этого явления единодушно относят к 1970-м годам и «самиздату». Сегодня авторская книга существует в двух проекциях: высокохудожественная малотиражная книга, изданная на специально подобранной дорогой бумаге с прекрасными иллюстрациями и уникальным переплетом и книга – арт-объект, выполненный в единственном экземпляре, вручную, где текст, часто рукописный, носит не информативный, а скорее декоративный характер, а порой и вовсе отсутствует.
Авторы – участники выставки прочитывают, проживают реальность и вымысел, собственный или выбранный текст, играют с формами, конструкциями, типографикой, экспериментируют с разнообразием материалов, методами, приемами смыслового и визуального изложения. Они щепетильны в деталях. Даже переплет становится частью творческого процесса. Они игнорируют привычный функционал ролей «писатель / иллюстратор», расширяют функции книги, функции читателя. Меняется и выставочное пространство, наполняясь шелестом страниц, разноголосицей персонажей, историй, образов, мыслей, чувств.
Здесь можно найти для себя сказки и притчи, поэтические сборники и стихотворные умные шутки, философские изыски, визуальные повествования и интерпретации, мудрые и забавные игрушки, книжки-шифры и книжки без букв. А можно просто полюбоваться иллюстративными и текстовыми рядами на авторских постерах.
Личное прочтение – всегда точка зрения, точка отсчета или точка невозврата. Заглядывая в авторскую книгу, любопытствующий читатель-зритель неизбежно лишает себя комфорта «развлекательного чтения». И в этом еще одна уникальная особенность выставки. Авторская книга художника почти как визуальное письмо, отправленное самому себе, только через сердце зрителя. Это не массовая книга с ее модой и форматностью, с ее маркетинговыми позициями и рейтинговыми гонками. Это ИНОЕ в корне. Как может быть иным, неповторимым, часто непредсказуемым один человек в отношении к другому. Иным, полярным настолько, что где-то на уровне подкорки, с первого взгляда, ощущаешь… родное, человеческое, личное - то, чего так недостает нам в мире технологий и суеты.
Художников, создающих авторскую книгу, часто характеризуют как людей склонных к неспешному, вдумчивому, кропотливому творческому процессу. Возможно, именно эти общие качества, помноженные на личный темперамент, видение и мироощущение, формируют единую атмосферу выставки – здесь хочется остаться подольше. Как в добром доме посидеть, почитать, посмотреть, подумать, помечтать.
Выставкой авторской книги Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» продолжает линию долгосрочного проекта «Человек читающий». Социокультурный и образовательный потенциал данного проекта, привлекает большое внимание со стороны учреждений образования и культуры города, интеллигенции, любителей изобразительного искусства, искусства книги, людей, небезразличных к теме сохранения и развития культуры чтения.