Обратная реальность Александра Яковлева
С 15 марта по 11 апреля в Магнитогорской картинной галерее демонстрировалась персональная выставка художника-декоратора драмтеатра имени А.С. Пушкина Александра Яковлева «Обратная реальность». Яковлев известен магнитогорцам участием во многих городских выставках и мероприятиях, в рамках которых обучает детей и взрослых созданию орнамента и композиций из цветной соли, используя её как альтернативу красок.
Александр Яковлев давно изучает обряды, музыку, быт и орнамент народов, сохранивших свои традиции до наших дней. С 1997 года художник ушел в глубокое исследование орнаментальной матрицы, ее возможности трансформироваться и перевоплощаться, делиться на ветку и заворачиваться в бесконечность. Чаще всего в графике он использует три основных орнаментальных элемента: Y-ай образный символ (древо жизни), знак бесконечности и свастику. Ритмично вплетая в орнаментальную матрицу эти три символа, художник трансформирует их по различным формулам, получая совершенно непредсказуемые результаты изображений.
А 11 апреля в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» прошли заключительные этапы выставки. После красочной презентации и кинофильма о творчестве Александра Яковлева, художник поделился секретами построения орнаментальной композиции с присутствующими. Затем действие переместилось в экспозиционный зал. Все внимание зрителей сосредоточилось на дефиле моделей из Театра рекламы технологического факультета Магнитогорского государственного университета, показавших коллекцию Екатерины Мамаевой «Этнические мотивы». Девушки первыми приступили к разрушению мандалы из цветной соли (акция разрушения мандалы в буддизме символизирует непостоянство всего сущего).
Затем в процесс подключились все желающие. Но действие на этом не закончилось. Наступил кульминационный момент преображения мандалы в знак бесконечности. Понятие бесконечности многолико и ассоциируется с бесконечностью космического и временного пространства. Александр Яковлев считает, что категория бесконечности существует и в пространстве художественном, например, в бесконечности творческих поисков.