Наследие традиционных культур в изобразительном искусстве Сибири (рубеж ХХ-ХХI веков)
В сложный переходный период рубежа ХХ–ХХI вв. метод диалога выступает наиболее перспективным и гуманистическим ориентиром, обеспечивающим бесконфликтность культурного развития. Он отражает важные события, связанные со сменой одного исторического периода другим и формированием нового исторического типа мышления. В основе его лежит появление новой духовной парадигмы, основанной на вертикали прошлое/настоящее, традиционное/современное. Определение ментально-ценностного ядра каждой культуры позволяет обозначить мировоззренческие представления человека, отражающиеся в различных видах творческой деятельности, а диалог культур дает возможность выявить динамику их развития. Наиболее активно развиваются культуры и их традиции на пересечении этнических территорий, примером которой является регион Сибири.
При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, а взаимопроникают и обогащаются.
Диалог традиционных и современных культур Сибири позволяет определить мировоззрение современных художников и специфику художественного языка, заимствующего у малочисленных этносов элементы и новационные проявления. Рассуждая о картине мира, большая часть художников, как и представители традиционных народов, полагают, что Вселенная существовала всегда, а сохранившиеся космогонические мифы объясняются периодом воссоздания Вселенной. Основные этапы появления мира связаны с субстанциями воды, земли. Вода как одно из начальных состояний Вселенной в мифологии традиционных народов утрачивает свой смысл в представлении современных художников, хотя остается ее эквивалент — упорядоченный хаос, ассоциирующийся с женским началом, в недрах которого сосредоточены все первоэлементы будущих миров. Он обладает творческой энергией и основан на союзе противоположных сил, которые определяют ритм вечного движения Вселенной. Именно в женском первобытном хаосе зарождается мужская внутренняя сила Создателя и субстанция земли. Нередко дуальные отношения, складывающиеся в этот период, позже приобретают характер антагонистических, проявляющихся, в частности, в разграничении сфер влияния антиподов и дальнейшем структурирование мира.
Мир — стройная система, саморегулирующаяся, развивающаяся по законам логики, что обеспечивает ей вечное существование. Вселенная для современных художников состоит, по одной версии, из небесных и земных миров, по другой — из множества миров, в ней нет места подземному миру, выделяемому традиционными народами. Миры перетекают из одного состояния в другое, а сама Вселенная обладает свойствами человеческого существа: дыханием, слухом, голосом, способностью мыслить и говорить. Причем природа занимает для художника привилегированное положение, поскольку она ассоциируется с первотворением, и общение с ней позволяет прикоснуться к тайне рождения мира — это и является объектом исследования для художника. И если художнику удается установить контакт с природой, тогда она награждает его творческим импульсом, которым обладает сама. Субстанции неба и земли живут по законам гармонии, изначально установленным Создателем. И художник, углубляясь в тайну мироздания и распознавая ее механизмы, выявляет их с помощью света, цвета, фактуры, формы. Для человека традиционной культуры небо несет главную, созидающую функцию мира, тогда как для современного художника эта функция может принадлежать как небу, так и земле. Небо насыщает землю и человека солнечной энергией, земля передает свою силу небу посредством корневой системы растений. Варьирование структуры мира для современного художника, вероятно, является отголоском различных этапов формирования модели мира у традиционных народов. Так, одночастность Вселенной связывается с особым, нерасчлененным состоянием планеты, плавающей в пространстве, отсылая к мифологической версии рождения мира из хаоса.
В основе двухчастной картины мира (небо/земля) лежит антагонизм ее составляющих и стремление преодолеть его, обеспечив комфортное существование человеку. И мир природы выступает в этой модели преддверием небесного, идеального мира.
Многие художники придерживаются распространенного в традиционных культурах мнения о трехчастности деления мира, в котором основные отношения выстраиваются между верхним и средним мирами, как и в двухчастной картине мира. Подземный мир стоит особняком, не являясь показателем жизни человека в среднем мире, как в традиционных культурах.
Серьезное отношение художников к поиску формы картины мира объясняется тем, что они несут ответственность перед человеком за достоверность восстановленной в картине информации. И основным инструментом постижения образа картины мира могут быть художественная интуиция, данная Создателем, или длительный, аналитический процесс, в отличие от народных мастеров, для которых эта информация передается от предков. Природные формы, их основные качества (симметрия/асимметрия, силы притяжения/отталкивания, способность/неспособность к самозарождению энергии) помогают художнику передать представление об основах мироздания и его законах. Наиболее распространенными во все времена остаются две формы: овал/круг и Мировое дерево/чаша и их варианты, которые отражают этапы создания (воссоздания) и формирования мира. Первая из названных форм занимает главенствующее положение, воплощая начало (воссоздание) творения мира. Вторая — завершающий этап формирования и образование трехчастной картины.
В отличие от двухэтапной мифологической версии создания человека в традиционных культурах (богоподобные/человекообразные), современные художники придерживаются в основном однозначного мнения о рождении современных предков. Согласно их представлениям, люди появляются от божеств небесного мира и их помощников, а представительная среди традиционных народов версия появления человека из земли и из всего, чем она обладает (растения, животные, природные материалы: глина, драг- металлы), не находит у них понимания. Художники и их предки считают, что каждому человеку от рождения даются такие способности, которые помогают им выполнить задачи, определенные Создателем. Пренебрежение ими означает потерю защиты Создателя и духовное одиночество.
Главным своим назначением художники считают работу над излечением человеческих болезней, причем не столько физических, сколько нравственных. В связи с этим возникает вопрос о душе.
Для современного художника душа есть внутреннее состояние человека, тогда как для традиционных народов она связывается с первоначалом человека, его существованием (душа есть дыхание). Но и те, и другие считают, что она — основа бессмертия человека.
Значительная часть художников полагает, что душа, воплощаясь в следе от рук во время работы, обеспечивает уже законченному произведению бессмертие. Тогда как в традиционной культуре одушевленность произведениям придает основа, с которой работает мастер, в ней воплощена душа человека после его смерти.
В мастерской современный художник, как и народный мастер, создает свое ритуальное пространство, в котором он работает. Но для современного художника важно, чтобы мастерская располагалась в том месте, в котором предки оставляют следы своего пребывания. Это могут быть петроглифы, остатки древних культовых мест, жилищ, стойбищ, где малочисленные народы продолжают вести традиционное хозяйство. Такие места как бы концентрируют собирательный образ культуры этноса. Нередко выбранное художником пространство наполнено тайнами, раскрытие которых заставляет художника использовать не только художественно-изобразительные средства, но и приемы научных исследований. Таким образом, художник продолжает обряд ритуальных открытий.
Для большинства современных художников Сибири творческий процесс позволяет проникнуть в тайны мироздания и сделать мир понятным не только для себя, но и, что очень существенно, для своих зрителей. Художники берут на себя роль просветителей, поскольку, по мнению большинства, они — избранные Создателем люди, которым дан дар, во-первых, проникновения в таинство рождения и существования, во-вторых, выражения этого доступным для зрителя языком. Многие из наших современников считают, что творческий процесс помогает им воссоздать первоначало мира. Тогда как в традиционной культуре мастера, шаманы выступают лишь посредниками между людьми и небом, они учат людей обретать гармоничное состояние богочеловека. В процессе достижения творческого состояния очень важен процесс диалога с материалом, при помощи которого создается произведение и происходит рождение собственной Вселенной художника. Материал, как и в космогонических представлениях традиционных народов, уподобляется «живородящей пустоте» перед началом творения, наполненной энергией, которая направляется умелой рукой художника в нужное русло или, наоборот, вырывается из-под его контроля и живет самостоятельно. Создав мир своих произведений, художник становится властителем его, что абсолютно невозможно в традиционной культуре, ведь мастер обязан исполнить волю Создателя. Художник создает свою идеальную Вселенную, но по законам, которые диктуются свыше. И в этом творческом процессе для него важно самое начало создания произведения, т. е. момент прикосновения к материалу, который для многих художников, как и для народных мастеров, обладает душой. Художник, сохраняя память предков и умело интерпретируя знания о них, использует свои уникальные способности, чтобы отвратить людей от жестокости мира и вернуть к истинной красоте первоначала, что поможет сохранить мир. В противном случае созидательная сила может превратиться в разрушительную, которая приведет к катастрофе человека и всего мира. Так формируется творческий диалог художника со зрителем.
Характерная для народной культуры орнаментальность, обладающая охранительной функцией, становится специфическим стилистическим приемом в изобразительном искусстве Сибири конца ХХ — начала ХХI в. Ее, вероятно, можно объяснить особенностями самой территории Сибири. Бескрайние просторы Сибири как бы провоцируют художника на творческий процесс создания иного пространства, непривычного для сибиряка. Но при этом содержательная сторона утрачивает свое первоначальное значение.
Процесс творчества для современного художника уподобляется созданию Вселенной творцом или выявлению того, что задумано им изначально. Этот процесс должен быть вечным, как и жизнь Вселенной. Для процесса творчества многих современных художников элементы случайности, которые характеризуют порядок, не подвластный объяснениям человеческого разума, характеризует творческий почерк художника. Рама выступает ограничителем созданного художником пространства, за пределами которого может быть зло.
В изображении трехчастной картины мира на протяжении длительного времени сохраняются его два типа: изобразительный и геометрический, и почти исчезают образы, имеющие отношение к верхнему и подземному мирам. В геометрическом типе неизменной остается форма круга, которая усложняется различными деталями. В современном искусстве происходит сближение символических и реалистических изображений, на основе которых создается значительный арсенал новых образов, часто сохраняющих парность изображений, свойственную народной культуре. По-прежнему важным среди антропоморфных образов является образ женщины, ассоциирующейся с Солнцем, Матерью.
Для художников Сибири конца ХХ — начала ХХI в. остается существенным отношение к природным материалам и краскам, как к одушевленным существам, которые для них, в отличие от мнения традиционных мастеров, уже не обладают охранительной силой. Среди цветовой палитры предпочтение отдается черному, белому и красному цветам, таким образом, воссоздается цветовая триада, характерная для народной культуры. В творчестве активно используются приемы древних мастеров, раскрывающие изначальное единство мира и человека. Композиция многих произведений современных художников строится по законам орнаментики: выделение центра, относительно которого симметрично выстраиваются образы, связанные дуальными отношениями. Созданные таким образом композиции характеризуются особой динамичностью, которая усиливается активностью цветовой триады и характером линии, и это может способствовать формированию в перспективе одной из особенностей развития регионального искусства.
Диалог художников с этносами Сибири на рубеже ХХ–ХХI вв. основан на творческом диалоге, мировоззренческих представлениях. Такое сотворчество отражает историю формирования традиции в изобразительном искусстве региона Сибири, выявляет традиционные и новационные элементы и определяет направления его дальнейшего развития в контексте взаимодействия традиционных и современных культур.
Материал взят из книги Т.Кубановой "Наследие традиционных культур в изобразительном искусстве Сибири и Дальнего Востока (рубеж ХХ-ХХI вв)." СПб: Книжный Дом, 2013. - 264с. : с. 226-232
Полный набор иллюстраций к книге Вы можете скачать по этой ссылке.