Двадцать пять картин Марии Щерили
В Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Севастопольского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова открылась выставка молодой севастопольской художницы Марии Щерили.
На вернисаже присутствовали преподаватели и сотрудники Севастопольского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, члены Севастопольской организации Национального Союза художников Украины и ее Молодежного объединения, коллеги из Севастопольского Художественного музея имени М.П. Крошицкого, педагоги Детской Художественной школы, представители средств массовой информации, любители искусства.
Тон неформальному общению задала заведующая Информационно-образовательным центром Елена Анатольевна Волкова, теплыми, задушевными словами открывшая вернисаж.
Председатель правления Севастопольской организации Национального Союза художников Украины Иван Михайлович Грищенко, его заместитель по творчеству Николай Алексеевич Чеботару, педагог Художественной школы, в которой училась Маша, Елена Геннадиевна Сопова, известная севастопольская художница Анжела Моисеенко, заведующий научно-экспозиционным отделом Художественного музея Павел Хлебовский - все отмечали яркий, самобытный талант начинающего автора, стремительно ворвавшегося в творческое пространство города, делились впечатлениями от первой персональной выставки, желали творческих успехов.
Более строги в своих суждениях были художники Владимир Бойченко и Игорь Шипилин, а по мнению заместителя директора по науке Художественного музея Людмилы Константиновны Смирновой выставка получилась даже слишком стильной.
Художник Владимир Новиков, супруг Марии и сокуратор выставки, рассказал о процессе подготовки экспозиции. Большинство работ было написано Марией специально к ее открытию.
Выставка названа просто – «25 картин». Еще одно подходящее для нее название - «Тишина». Внутренняя гармония, созерцательность – вот то, что является не только отличительной чертой экспозиции, но сутью творчества самой художницы.
Несуетность помогает Марии Щериле проникнуться глубиной и свечением южной ночи («Стрелецкая балка. Ночь» - 2012, крафт, соус, пастель), парением тумана («Туман» - 2012, масляная пастель). Удивительна наблюдательность, присущая ей: в черноте ворон она сумела увидеть раскаленную теплоту («Тёплые вороны» - 2010, цветная бумага, пастель), линии земли сопоставить с линиями неба («Поворот» - 2013, масляная пастель). Работы, представленные на выставке, разнообразны по технике, которая служит раскрытию образа.
Домашние звери в исполнении Марии – это портреты удивительных, добрых, шаловливых и смешных существ, живущих рядом с нами («Фенечка», «Чуча и Вектор», «Подоконник», все – 2013, масляная пастель).
Наследница отечественной реалистической школы (левитановской грустью и шишкинскими просторами дышат «Карантинная» (2012, холст, масло), «Цветёт роща» (2012), «Посередине пути», «Осень внизу», обе – 2013, все три - масляная пастель), она сумела выйти за ее пределы, показав вечное в хрупкой веточке («Дерево с лиловыми цветами» - 2009, бумага, пастель), в «Рассвете» (2013, холст, масло), который кажется нам не каждодневным – Пасхальным.
Есть у Маши и декоративизм, столь присущий современному изобразительному искусству. Но у нее он – теплый и по-восточному выразительный («Алыча цветет» - 2012, «Розовый куст» - 2013, обе - масляная пастель).
Картина – понятие, применяемое к живописи. На выставке большинство произведений графические. Однако самое важное качество картины – законченность, самостоятельность, отсутствие эскизности. Работам Марии, независимо от формата («Обозревающие» - 2013, цветная линогравюра), это присуще даже в миниатюрах («Маяк» - 2013, картон, масло; «Три грача» - 2013, картон, масло; «Трое» - 2013, холст, масло).