Что видим в зеркале времен
Газета "Тверская жизнь" о итогах выствки "В зеркале времени".
Больше месяца в Тверской областной картинной галерее экспонировалась выставка «В зеркале времени», ставшая этапом большого художественного проекта «Из века в век переходя…», инициированного и финансируемого Министерством культуры Российской Федерации. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из музеев девяти регионов России в Твери увидели тысячи тверитян.
Об этом рассказала директор областной картинной галереи Татьяна Куюкина, подводя итоги проекта, направленного на налаживание культурных и, в частности, музейных связей между федеральным центром и регионами. Напомним, выставка «В зеркале времени» представляла произведения из художественных и краеведческих музеев Орла, Калуги, Тулы, Тамбова, Рязани, Мурома, Брянска, Липецка и Твери. В каждом городе кураторы разрабатывали собственную концепцию экспозиции, которая, однако, лежала бы в русле общего замысла, сформулированного в названии всего проекта. Тверская часть его оказалась на редкость выигрышной в экспозиционном смысле. Все дело в том, что организация «В зеркале времени» удачно совпала с показом выставки из фондов картинной галереи «Россия – царств земных отрада!..», посвященной 400-летию Дома Романовых. Произведения из собрания музея, связанные с историческим прошлым страны, ее имперской историей, удачно вписались в замысел межрегионального выставочного проекта, который также был «завязан» на теме времени в изобразительном и прикладном искусстве. Поэтому выставка «В зеркале времени» в залах галереи, разместившейся на период реставрации Императорского дворца в бизнес-центре «Донской», получилась двухчастной. Прологом к ней служила экспозиция «Россия – царств земных отрада!..». Основная же часть развивала отношения художников со временем, а стало быть, и с художественной традицией, демонстрировала, каким образом времена и эпохи сменяют друг друга и как это находит отражение в искусстве разных исторических периодов.
– В таких крупных проектах мы не участвовали очень давно, – рассказывает заведующий научно-экспозиционным отделом картинной галереи Владимир Биберин. – Нынешняя выставка разворачивается перед зрителем в двух планах: реальном и виртуальном. Первый – это те произведения из фондов, которые представлены на стенах. Второй – это репродукции картин, которые можно посмотреть в нашем виртуальном зале. Таким образом, знакомство с ними позволило нам показать определенный срез современного искусства. Причем под определенным углом, потому как главная идея проекта состояла в том, чтобы проанализировать, как художники отражают в своем творчестве историю и как развивают или переосмысливают традиции изобразительного искусства.
В выставочном зале галереи разместилось 91 произведение – живопись, графика, декоративное искусство. Главными героями экспозиции стали тверские художники, чьи работы вошли в экспозицию: Алексей Перфильев, Михаил и Ирина Маршумовы, Анатолий Камардин, Евгений Царев, Александр Кукушкин… С их произведениями, созданными в разное время, а также картинами их коллег из других регионов за время работы выставки успели познакомиться более двух тысяч человек, оценивших многогранность поисков изобразительного языка в отражении исторического прошлого и настоящего. Кроме того, в рамках выставки прошло семь тематических встреч, посвященных творческому процессу. В частности, Александр Кукушкин, чьи графические работы – иллюстрации к сказкам из сборника Афанасьева – вошли в экспозицию, рассказывал и сотрудникам музея, и его посетителям о секретах офорта, технике столь же старой, сколь и сложной. Разговор получился весьма интересным и продуктивным, а самое главное – лежащим в контексте самой выставки, организация которой предусматривала помимо экспозиционной еще и большую издательскую программу.
– По условиям проекта, – рассказывает Татьяна Куюкина, – мы должны были подготовить к печати и выпустить каталог выставки, календарь и несколько других изданий, которые бы ярко репрезентировали этот проект.
В результате появились и внушительный каталог, и календарь на 2014 год с репродукциями картин художников – участников выставки, и ряд сувениров, которыми явно заинтересуются посетители галереи. Кроме того, к моменту презентации каталога было осуществлено и представлено второе издание книги «Тверской Императорский дворец» – сборника материалов, рассказывающих об истории резиденции тверского, новгородского и ярославского генерал-губернатора принца Георга Ольденбургского и его сиятельной супруги великой княгини Екатерины Павловны. Первое издание его вышло несколько лет назад и практически сразу же стало библиографической редкостью. Этим и обусловлено повторное обращение к материалу, актуальность которого тем более повышается, что уже совсем скоро реставраторы вернут дворцу былой облик.
Евгений ПЕТРЕНКО