Торжественная церемония награждения участников конкурса мультимедийных ресурсов «Спорт в русском изобразительном искусстве»
28 марта 2014 года в Михайловском дворце состоялась торжественная церемония награждения участников конкурса мультимедийных ресурсов «Спорт в русском изобразительном искусстве».
Конкурс проводился в 2013 году среди информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014» в рамках проекта «Искусство быть первым».
На конкурс было представлено более семидесяти мультимедийных интерактивных программ, фильмов и презентаций, подготовленных школьниками, студентами и сотрудниками виртуальных филиалов Русского музея из Москвы, Арзамаса, Тамбова, Петрозаводска, Екатеринбурга, Барнаула, Владивостока, Таллина и Кохтла-Ярве (Эстония), Сыктывкара, Севастополя, Нижнего Тагила, Красноярска, Твери, Нижнего Новгорода, Минска и Орши (Республика Беларусь), Всеволожска, Соснового Бора и Санкт-Петербурга.
Тридцать лучших работ вошли в мультимедийный диск и рекомендованы к использованию в виртуальных филиалах.
Почетным членом жюри стал Сергей Семак, тренер футбольного клуба «Зенит», в недавнем прошлом - полузащитник знаменитого петербургского клуба и сборной России по футболу.
На церемонии награждения присутствовали участники конкурса из 17 городов России и зарубежья, в том числе и студенты нашего Университета.
С приветственным словом к участникам церемонии обратились Ольга Анатольевна Бабина, заведующая отделом развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал», Павел Александрович Белов, зам. председателя Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга и Юрий Игоревич Нестеров, заслуженный мастер спорта СССР (выступал в соревнованиях по гандболу за команду «Нева»), чемпион XXIV Олимпийских игр Сеула 1988г., серебряный призер Чемпионата Мира 1990г., в настоящее время - директор спортивной школы Олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга.
Нестеров подчеркнул, что «награды мы получаем за сделанную работу. Усилия же, которые мы при этом прилагаем, делают нас более выносливыми и сильными». Поэтому он пожелал всем присутствующим быть активными, участвовать в конкурсах, находиться в хорошей спортивной форме.
Специальный приз от футбольного клуба «Зенит» был присужден ученику 8 "Г" класса Кузьмоловской школы № 1», (г. Всеволожск) Терентьеву Михаилу за работу «Футбол в русском изобразительном искусстве». Руководитель: Волошина Ирина Владимировна.
Студентки кафедры предпринимательства и туризма Санкт-Петербургского Университета Управления и Экономики Дементьева Мария Анатольевна, Патракова Дарья Андреевна, Пашина Наталия Сергеевна, Шарапова Дарья Андреевна (руководитель - Филиппова Инга Георгиевна), представившие работу «Женский спорт в советском искусстве», заняли второе место среди студентов.
С итогами конкурса можно ознакомиться на сайте проекта «Русский музей: виртуальный филиал».
Для победителей в конкурсе были организованы экскурсии по основной экспозиции Михайловского дворца, по выставке "Женский народный костюм в XVIII-XX вв." и по Михайловскому замку с посещением выставки "Коллекция Василия Александровича Кокорева".
«Во всех ты, душенька, нарядах хороша» — название выставке в Корпусе Бенуа дали строки из поэмы Ипполита Богдановича, написанной по мотивам древнегреческого мифа о любви Амура и Психеи. Александр Пушкин использовал эту строчку в качестве эпиграфа к своей "Барышне-крестьянке", после чего фраза "ушла в народ".
Костюмы из собрания Русского музея, которые составляют основу экспозиции, принадлежали жительницам Европейской России - от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своем это одежда женская и девичья, мужской и детский костюм представлены единичными предметами. Костюмы зажиточных горожанок или купчих - сарафаны, душегреи, шугаи - сшиты из дорогих тканей - парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами. На выставке также представлены золотые украшения и украшения из натурального жемчуга.
Крестьянские костюмы ХIХ - начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, при том, что и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма (распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха).
Экспозицию, на которой представлены 50 комплексов праздничных костюмов - свыше 400 изделий, дополняют живописные произведения отечественных художников Михаила Нестерова, Константина Маковского, Дмитрия Левицкого, Карла Венига, Филиппа Малявина и др.
Русский Север – целое направление в истории национального костюма. На выставке представлен наряд поморской невесты. Красоваться на гуляньях перед женихами выходили только в дорогом наряде, главным элементом которого была парчовая повязка.
«Костюм в таком составе передавался из поколения в поколение, хранился в течение ста или более лет в сундуках»…
Мы смогли полюбоваться прекрасными туфельками с вышивкой или кожаными сапожками на шнуровке, отороченными мехом, а также сапожками и полусапожками, связанными на спицах мужчинами села Чернуха Нижегородской губернии.
Для нарядов Рязанской губернии обязательным аксессуаром были чопки на шее, а понёвы, – старинные юбки, расшивались бисером.
У каждого региона в одежде – свой, особый уклад. Средняя полоса России покоряет яркими оттенками. Доминирующий красный, цвет праздника и солнца, дополняет необычный желтый или коричневатый. А у воронежских красавиц на юге тон задавал плодородный чернозем - черная телогрея считалась не траурной, а наоборот, праздничной. Вышивка на белой рубахе выполнялась также в черном цвете.
В Михайловском замке конкурсанты познакомились с живописными работами К.Брюллова, Ф.Алексеева, П.Басина, Г.Мясоедова, В.Орловского, братьев Чернецовых, С.Щедрина и многих других отечественных мастеров XIX века из коллекци В.А.Кокорева.
Коллекции купца первой гильдии и коммерции советника Василия Александровича Кокорева на сегодняшний день считается одним из самых ярких явлений в истории русской культуры. В свое время купцу принадлежало собрание, удивительное по своей цельности и высокому уровню, в состав которого в середине XIX века входили сотни интересных работ русской школы живописи. Кокоревым была отрыта собственная галерея в Москве, ставшая первой публичной галереей. Правда, просуществовала она сравнительно недолго - вплоть до середины 1860-х годов. Из-за финансовых трудностей галерею пришлось закрыть, а часть картин - продать. В 1897 году, при организации Русского музея Императора Александра III, в его собрание были переданы 106 первоклассных произведений живописи, некогда украшавших галерею Кокорева. Позднее фонд дополнили и другие картины из великолепной коллекции купца.
До сегодняшнего дня ядро коллекции Кокорева так и осталось в Русском музее.