Международная конференция «Музей - университет: взаимодействие в Сети»
8 марта 2014 года в Мультимедийном кинотеатре Западной кордегардии Русского музея прошла Международная конференция «Музей - университет: взаимодействие в Сети», в которой приняла участие руководитель НОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» СПбУУиЭ Л.В.Болдырева.
Конференция была организована отделом развития проекта "Русский музей: виртуальный филиал" совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом.
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Государственного Русского музея, почетный профессор СПбУУиЭ В.А.Гусев и заведующий кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета Н.В.Борисов.
Владимир Александрович Гусев напомнил участникам конференции, что проект «Русский музей: виртуальный филиал» отметил свое десятилетие. «За это время он объединил в своем информационном пространстве более сотни учреждений, среди которых 20 университетов в России и 6 за рубежом. Настоящая конференция призвана сделать первый шаг к объединению их усилий для создания площадки, которая позволит расширить образовательные возможности проекта. Образование является одной из форм доступа к цифровому наследию. И это роднит университеты и музеи. Однако каждая организация имеет свои приоритеты в этой работе – музею в большей степени присущи функции хранения и презентации произведений искусства, университету – организация образовательной деятельности. Хотя не надо забывать о просветительской деятельности музея и научно-исследовательской работе, осуществляемой музеями и университетами».
Николай Валентинович Борисов отметил, что перед вузами России поставлена задача - к 2020 году обеспечить вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно QS World University Rankings. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет согласно мировому рейтингу входят только в третью сотню университетов мира. В конкурсном отборе «Пять в сто» победили 15 российских вузов, в том числе Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Для повышения рейтинга в наших технических вузах необходимо уделять большее внимание гуманитарному образованию. Этому и способствует участие университетов в проекте «Русский музей: виртуальный филиал». Одним из основных направлений сотрудничества между музеем и техническими вузами является внедрение новых технологий при создании новых программ и ресурсов виртуальных филиалов, что способствует развитию креативного творчества студентов. Кроме того, на порталах ведущих зарубежных университетов выкладываются тысячи открытых образовательных ресурсов, которыми могут пользоваться все желающие. Российские университеты не имеют такой базы. Нам необходимо создать ресурсы, способствующие продвижению российской культуры.
С докладом «Сотрудничество университетов и музеев: возможности и перспективы» выступила Е.Г. Гаевская, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал». Она остановилась на двух формах сотрудничества: массовых открытых онлайн курсах (МООС) и виртуальных конференциях. Елена Георгиевна назвала основные педагогические принципы разработки МООС: коллективная разработка контента с участием студентов, использование материалов курсов в комбинации, свободный обмен идеями между участниками курса, зависимость контента от целей использования, причем, оценка работы студентов не является обязательной.
Затем Ольга Анатольевна Бабина, заведующая отделом развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал», директор НП «Виртуальный Русский музей», назвала основные предпосылки эффективного сотрудничества музеев и университетов в современных условиях развития проекта. «Мы строим новое информационное пространство, которое предъявляет свои требования к скорости и объему информации, к ее достоверности и качеству. Именно университеты могут оказать помощь в систематизации информации. Проект начинался в 2003 году с создания локальной сети. Сейчас виртуальные филиалы представляют собой новую ступень интеграции в сфере культуры не только разных регионов России, но и разных государств в единое культурно-информационное пространство. Состав его участников многообразен: это и музеи разных профилей, университеты, институты, художественные училища, военно-морские академии, центры информационных технологий, центры детского творчества, гимназии, медицинские центры реабилитации, библиотеки, центры русской культуры за рубежом…. В рамках проекта созданы электронные учебники, например, "Страницы русской истории", создан новый туристический маршрут «Художники Эстонии в коллекции Русского музея», а также специальная программа «Конструктор мультимедийных презентаций», которая содержит базу изображений произведений из коллекции Русского музея, биографии художников, аннотации в виде текстов и фонограмм, а также инструменты для создания лекций по авторскому сценарию».
О новых разработках Русского музея в области дистанционного образования рассказал Борис Андреевич Столяров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Государственного Русского музея. «Благодаря проекту «Русский музей: виртуальный филиал» музей стал открытой средой для детей с ограниченными возможностями. Было открыто 8 филиалов в медицинских центрах. Центром музейной педагогики были разработаны программы «Здравствуй, музей», дистанционные курсы для школ, тренинговые оболочки по искусству древней Руси, основам живописи, языку изобразительного искусства, современному искусству. Разработаны электронные курсы по заказу Казанского Федерального университета, Марийского государственного университета, Балтийского федерального университета им. И.Канта, Казанской Духовной семинарии.
С музейными учебными практиками в Русском музее познакомили присутствующих Инга Игоревна Филиппова, заведующая сектором подготовки стажировок, консультаций, учебной практики отдела «Консультационно-методический центр художественных музеев России» Государственного Русского музея, и Анастасия Алексеевна Федотова, специалист по научно-просветительской деятельности.
Об опыте сотрудничества кафедры «Инженерная графика и дизайн» Санкт-Петербургского политехнического университета с Русским музеем рассказал заведующий лабораторией Валерий Васильевич Стрелков. Сотрудниками и студентами университета были созданы мультимедийные презентации, приложение к программе, посвященной картине Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу в Петербурге», панорамные презентации, посвященные Летнему саду.
Ольга Сергеевна Сапанжа, доктор культурологи, доцент кафедры художественного образования и декоративно-прикладного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена отметила, что в университетах, участвующих в проектах Русского музея, есть больше возможностей для сотрудничества с другими вузами по созданию сетевых программ. Например, сотрудники РГПУ и Владимирского государственного университета создали совместную магистерскую программу по культурно-познавательному туризму. Лекции этого курса студенты города Владимира могут прослушать в режиме онлайн.
Заведующая сектором координации и планирования отдела развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал» Мария Юрьевна Гладких в своем выступлении осветила основные направления деятельности высших учебных заведений, участвующих в проекте.
В работе конференции приняли участие представители высших учебных заведений Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургского Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, Санкт-Петербургского государственного университета управления и экономики, Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского, Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова.
Во время работы конференции была организована видеоконференцсвязь между участниками – партнерами проекта "Русский музей: виртуальный филиал", а также онлайн-трансляция события на сайте Некоммерческого партнерства "Виртуальный Русский музей". В числе удаленных участников, присоединившихся к конференции в формате видеоконференцсвязи и онлайн, были представители высших учебных заведений России и Украины: Балаковского института экономики и бизнеса филиала Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова; Уральского федерального университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина; Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова; Саратовского социально-экономического института - филиала Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова; Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова; Тверского государственного университета.
По результатам работы конференции была принята Резолюция.