Занятие по ознакомлению школьников с живописью "Пейзаж"
21 апреля в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Пикалёвской центральной библиотеки учащиеся 6 класса школы № 2 посмотрели видеофильм из цикла обучающих фильмов для детей «Русский музей – детям» под названием «Пейзаж».
Каждая встреча с природой впечатляет нас множеством ощущений: пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе всё пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течёт, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге или холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился жанр пейзажа.
Пейзаж – это жанр живописи, предметом которого является изображение природы. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить.
Школьники узнали об истории пейзажа, его зарождении и выделении в самостоятельный жанр, об истории создания различных живописных произведений в жанре пейзажа, о шедеврах прославленных мастеров русского пейзажа – И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, проникнутых тонким лиризмом и трепетным отношением к родной природе.
Знакомство с пейзажем оказывает большое влияние на художественное развитие личности учащихся и воспитание их эстетического вкуса. Рассматривая картины великих мастеров прошлого, школьники учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, используются литературные описания природы и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у детей возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире.
После просмотра фильма у школьников формируется чёткое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом. Главное научиться видеть прекрасное в самом незатейливом и простом уголке природы!
Таким образом, вся работа по ознакомлению учащихся с пейзажем направлена на художественно-творческое развитие личности, на то, чтобы научить детей видеть и понимать окружающий мир.