День Рождения картины
В год 70-летия со дня открытия в городе Нижнетагильского музея изобразительных искусств сотрудники музея решили возобновить одну забытую традицию - отмечать «День рождения» картины и знакомить зрителей с произведениями из коллекции. Так уж вышло, что в юбилейный для музея год подобных полотен не мало. Многие из них находятся в запасниках и ждут того момента, когда посетители музея смогут их увидеть, но есть и те, которые доступны всегда. Это произведения зала Русского искусства 18 – начала 20 века.
Шереметевский дворец в Кускове , построенный в 1770-е гг. архитектором К.И. Бланком… Наверняка, тому, кто хоть раз побывал в великолепной усадьбе графов Шереметевых, некогда служившей для приемов и театрализованных развлечений гостей, воображение рисует Зеркальную галерею, Ковровую и Малиновую гостиные, Библиотеку, Картинную, Диванную, Голубой зал дворца. Именно эти незабываемые интерьеры запечатлены в картинах известного русского живописца Петра Ивановича Петровичева (1874-1947), одного из любимых учеников И.И.Левитана, ценившего его за большое лирическое дарование и особую манеру письма. Среди них написанный с несомненным мастером интерьер Малиновой гостиной, поступивший в коллекцию Нижнетагильского музея искусств в далекие в 1940-е гг. из Молотовской художественной галереи
Между 1915-1930-м гг. Петр Иванович много писал подмосковных усадеб. Как вспоминал художник: «Меня увлекала русская старина. Древние памятники зодчества знакомы мне с детства». Он любил работать в Останкине, Муранове, Загорске…, передавая в создаваемых образах обаяние архитектуры этих мест. Но все же только Кусково рождало в душе художника особенное чувство - ощущение неповторимой поэзии.
Еще в годы ученичества Петровичев вместе с другими воспитанниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества пишет пейзажи этого великолепного ансамбля с его дворцом, церковью, прудом, усадебными строениями и одним из самых больших регулярных парков в России XVIII века, разные уголки которого, по замыслу его создателя, приглашённого из-за границы архитектора Пьетро Гонзаго, были окрашены определенным настроением: то весельем, то печалью, то покоем, а еще приветливостью, романтизмом…
Но в душе Петровичева, всегда любившего Кусково, жило еще одно непреодолимое стремление - запечатлеть интерьеры самого дворца. И, следуя своей «прихоти», художник, «переписал все его залы и гостиные», создав около двадцати интерьеров. Так в 1924 году появляется интерьер Малиновой гостиной, названной так за штофную малиновую обивку стен и мебели.
Надо сказать, что каждый дворцовый интерьер в Кускове по замыслу архитектора, был отмечен своим архитектурным стилем и образом. Исключением не стала и Малиновая гостиная, именуемая еще Наугольной, как завершающей одну - южную анфиладу и одновременно открывающей другую - западную. Она, соединяя в своем интерьере строгий классицизм с элементами пышного барокко, была наполнена торжественно-романтическим строем, создающим ощущение парадности и благополучия. Значительную ноту парадности в образ вносит и само убранство гостиной с наборным звездчатым полом, хрустальной люстрой-«листопадом», и особо обильным золочением не только покрытых резьбой декоративных деталей интерьера, но и мебели - подзеркальных столиков и стульев, рам.
Малиновая гостиная была наполнена портретами царственных особ и изображениями членов семьи Шереметевых, в чем хозяева следовали традициям парадного интерьера XVIII века. Главным в Малиновой гостиной стал висящий на дальней стене парадный портрет кисти француза Н.Б.Делапьера, являющий нам облик самого графа П. Б. Шереметева, подарившего миру настоящую жемчужину русской культуры - усадьбу в Кускове. Украшали ее и мраморные бюсты его родителей, выполненные одним из лучших скульпторов того времени Ф.И.Шубиным, - фельдмаршала Б.П. Шереметева и его супруги А.П. Шереметевой, последний из которых, попав на картине в поле зрения живописца, запечатлен у высокого зеркала, завершающего анфиладу.
Работая над интерьерами, Петр Иванович точно следовал натуре, не дополняя их своими представлениями о прошлом, но заботясь о подлинности и раскрывая особенности художественной и духовной культуры русского народа. В тоже время художник никогда не увлекался подробностями, выписыванием деталей, а лишь, намечая контуры и объем, стремился передать общее впечатление – создаваемый интерьером образ.
Особенно притягательной для человека усадьбу в Кускове делает взаимосвязь парка с покоями дворца. В интерьере Малиновой гостиной это передано мастером превосходно: изображением в окне небольшого фрагмента парка с золотой листвой деревьев и проникающим в гостиную светом, который, ослабляя контуры и играя яркими бликами, обогащает палитру многочисленными оттеками малинового и наполняет интерьер воздухом и зыбким мерцающим цветом. Таким образом, художник вдыхает в интерьер настоящую жизнь…
Сегодня картине П.И. Петровичева 90 лет. Она - в прекрасном состоянии, и ждет, как, впрочем, и другие произведения, своего общения со зрителем…
Лариса Смирных, главный хранитель музея изобразительных искусств