Уникальные шедевры Тверской картинной галереи получили вторую жизнь.
Они уезжали, чтобы вернуться. Уникальные шедевры Тверской картинной галереи некоторое время назад были переданы в руки московских реставраторов, чтобы те вдохнули в них новую жизнь. Все полотна являются живыми свидетелями той эпохи, в которую были написаны. Один из старейших экспонатов принадлежит кисти художника Яна Брейгеля. Миниатюра под названием «Сельский праздник» бледнела на глазах.
– Красочный слой, по сути, распылялся. Повреждения были очень велики. У нас, к сожалению, нет специалистов, которые занимались бы пергаментами и работали с графикой. В связи с этим мы были вынуждены обратиться в Центр имени И.Э. Грабаря, – говорит Светлана Кузенкова, заведующая реставрационной мастерской Тверской картинной галереи.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря не нуждается в представлении. Его сотрудники по-настоящему творят чудеса и дарят новую жизнь картинам из всех уголков России. В рамках программы «Сохранение культурного наследия» миниатюру отреставрировали совершенно бесплатно, однако проделанная работа неоценима. Прежде всего реставраторам нужно было укрепить красочный слой и разгладить деформации пергамента. К сожалению, из-за хрупкости материала сделать это обычным способом было нельзя.
– По сути, для таких сложных вещей каждая реставрация уникальна. Водорастворимыми составами действовать было нельзя. Реставраторы использовали аэрозольный генератор, так как клеящее вещество нельзя было наносить кистью. И у них получилось превратить этот клей в некое облако, – уточняет Светлана Кузенкова.
Пока московские специалисты работали над уникальными шедеврами, в Твери тоже кипела работа. В родных стенах новую жизнь обретали иконы XIX века с изображением Новоторжских святых. Работа по реставрации заняла почти полтора года. На одной из икон золотой фон был утрачен на 75%. Чтобы его вернуть, художникам-реставраторам пришлось пойти на хитрость.
– В принципе фон можно было затонировать акварелью, чтобы это давало желтый цвет. Но, как известно, золото на иконах играет свою символическую роль. Не всегда возможно использовать настоящий металл из-за его стоимости. Мы клали серебро, потом тонировали его, и он давало эффект золота, – объясняет Анастасия Власова, художник- реставратор.
Другие тайны хранят полотна неизвестного художника второй половины XVIII века. Его кисти принадлежат такие картины, как «Знак сапожного цеха», «Знак портного цеха», «Знак печатного цеха» и другие, имеющие жанровую тематику. Эти картины носят полухудожественный – полувывесочный характер. Работы практически не изучены, но, возможно, эти полотна были прародителями современных баннеров или вывесок. Скорее всего художник старался передать информацию, не особо заботясь о красоте рисунка.
– Достаточно схематично выполнена работа, здесь мы видим и физиологические неточности, и нарушение пропорций. Конечно, это не академическая живопись, – сказала реставратор Мария Сахно.
Сейчас сотрудники картинной галереи реставрируют уникальное произведение – триумфальную арку с изображением Екатерины Великой в образе мифологического персонажа. Предполагается, что таких арок больше нет ни в одном городе России. Реставрация уникального полотна ведется в ускоренном режиме. И арку, и картины тверские ценили искусства смогут увидеть только в Императорском дворце, к возвращению в который готовятся все подразделения картинной галереи.
Екатерина Карпова.