Иконография Богородицы. "Беседы в Русском музее" вместе с Виталием Беликовым
19 ноября в рамках проекта «Беседы в Русском музее» в Концертном зале Российского центра науки и культуры в Киеве продолжилось знакомство с церковным искусством и иконографией. В этот раз на встрече был рассмотрен вопрос "Иконография Богородицы", который представляет несравненно более обширную и сложную, при этом необыкновенно разнообразную тему, чем все прочие отделы христианской иконографии.
Исключая изображение Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, ни одного сюжета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант иконописцев и художников всех времен и народов, как лик Пресвятой Девы. История создания художественного образа Богоматери является задачей чрезвычайно сложной, так как именно в этом отделе иконографии искусство могло быть и было наиболее свободным.
Древнейшие из дошедших до нас изображений Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Так, в катакомбах Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla), которые служили местом захоронения римской семьи консула Акилия Глабрия, обнаружено старейшее из сохранившихся изображений Богоматери с младенцем Иисусом, датируемое II веком.
Одно из самых наиболее часто встречающихся изображений в катакомбах - это изображение "Оранты", буквально "Молящейся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение"). Божия Матерь на иконах этого типа изображена в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (молитвенное обращение к Богу). На Ее груди, на фоне круглой сферы или без нее - Спас Эммануил.
Катакомбное искусство дало в зародыше почти все главные типы позднейших изображений Богоматери. Говорить о каком-либо типе изображения Богоматери можно исключительно в пределах византийского искусства и его ветвей, в том числе и древнерусской иконописной традиции.
Кроме "Оранты", были рассмотрены все основные канонические типы иконографии Богородицы.
"Путеводительница" ("Одигитрия"). На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке, Который о себе сказал: "Аз есмь путь, истина и жизнь" (Ин. 16:6).
"Умиление" ("Елеуса"). На иконе этого типа мы видим Младенца-Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает нам всю полноту любви между Богом и человеком, между Богом и Церковью - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.
"Всемилостивая" ("Панахранта"). Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Этот тип хорошо выделился уже в катакомбном искусстве и особенно хорошо представлен в сцене поклонения волхвов.
Из икон этого типа наиболее известны - "Всецарица" и "Державная".
"Заступница" ("Агиосоритисса"). На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, иногда со свитком в руке. Очень часто подобное изображение является частью Деисусного чина (ряда) в иконостасе.
В рамках встречи удалось не только проследить историю формирования образа Богоматери по древним изображениям и письменным источникам, но и практически применить полученные знания для определения внешнего типа той или иной иконы Богородицы из собрания Государственного Русского Музея.
Лекции проходят еженедельно, по средам, в 18.30.
С анонсом лекций можно ознакомиться на сайте РЦНК.
Лекции рассчитаны на широкую аудиторию. Вход свободный.