"Иконостас. Система росписи православного храма" | Беседы в Русском Музее
21 января в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась очередная встреча, организованная совместно с ИОЦ “Русский музей: виртуальный филиал” в рамках проекта “Беседы в русском музее”, на которой все желающие продолжили знакомство с церковным искусством и иконографией.
В рамках проекта были рассмотрены темы, которые стали введением в иконографию разных направлений: изображение христианских святых, двунадесятых и великих праздников, Святой Троицы, Иисуса Христа, Богородицы; сделан экскурс в историю изображения креста, а также были рассмотрены основные отличия иконописи от живописи.
Эти направления в иконографии не могут рассматриваться как набор обособленных изображений (икон) или как простой повествовательный цикл об отдельных событиях и лицах. Каждая икона не мыслится как обособленное произведение искусства, но в храмовом пространстве в идеале должна представлять единство передачи богословской и литургической идеи. Каждый отдельный элемент фрески, мозаики или иконы есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных богословских принципов. В качестве иллюстрации этого единства была избранна тема "Иконостас. Система росписи православного храма".
В рамках данной темы были затронуты следующие вопросы:
Символика иконостаса и история возникновения и развития алтарной преграды. Упоминания в раннехристианский период о катапитасме и алтарной преграде, состоящей из парапета и колонного ряда с архитравом, и о решетчатой перегородке. Особенности и разновидности византийских алтарных преград, появление первых в поствизантийском искусстве трехъярусных иконостасов на Крите и Кипре.
Значительное внимание уделили вопросу, касающемуся развития иконостаса в древнерусском церковном искусстве. Особенно тому явлению, которое стало именоваться "классическим" русским иконостасом. Влияние паламитских споров на церковное искусство и, как следствие, рождение так называемого «классического» русского высокого иконостаса в XV веке. Иконографический состав высокого иконостаса, его прочтение.
Вторая половина и конец XVII века привносят новую струю в оформление иконостаса, которое дополняется ажурной барочной резьбой, названной флемской. Не обошли стороной и русские иконостасы синодального периода, а также коснулись темы современных иконостасов.
Говоря о росписи православного храма, затронули тему иерархии того или иного образа в общей системе. Уделили внимание иконографическому содержанию росписи в зависимости от формы и устройства храма, основным принципам византийской и русской храмовой иконографии.