Места молитвенных собраний христиан в I – III вв. Беседы в Русском Музее
«Прежде дома были церквами, а теперь церковь сделалась домом»
(свт. Иоанн Златоуст)
28 января в РЦНК в Киеве состоялась очередная встреча в рамках проекта “Беседы в русском музее”.
Тема встречи определилась в ходе знакомства с христианским искусством и его становлением. В дискуссии была подчеркнута значительная важность раннего символического искусства, которое можно назвать христианским только по той среде, в которой оно находилось. По содержанию сюжетов, по форме и обработке этого содержания оно тесно примыкало к тогдашнему античному искусству и не успело еще сделаться языком христианского сознания. Первый период христианского искусства в истории обозначен как первохристианский или символический (I–III вв.), для более детального анализа этого этапа, для разбора и обсуждения были определены три основных темы:
- Места молитвенных собраний христиан в I– III вв. (в тему не включены катакомбы и базилики);
- Происхождение, назначение и устройство римских катакомб;
- Византийская церковная архитектура (тема посвящена исключительно базиликам и превращению их в храм, а также строительству новых базиликальных храмов и их дальнейшую трансформацию).
Нелегальное положение христианства в империи I-III веков характеризуется тем, что места молитвенных собраний тщательно скрываются. Где и как проходили первые молитвенные собрания первых христиан, – общий ответ мы находим в Деяниях Апостолов (2:46): “И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца”. В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих – в домах членов общин. Апостол Павел прославляет коринфского христианина Гая, как странноприимца всей Церкви Коринфа (Рим. 16:23) в доме которого собирались христиане. А в “Воспоминаниях Климента” рассказывается, что один из знатных христиан в Антиохии, по имени Феофил, “освятил под именем церкви огромную базилику своего дома” и передал ее в распоряжение своих единоверцев. Феофил упоминается евангелистом Лукой, по его просьбе апостол взялся за написание Евангелия.
Познакомились с положением и устройством первохристианского молитвенного помещения, с особенностями греко–римского дома или “домуса”, который был не просто местом собрания первых христиан, но местом совершения агапы и Евхаристии. Термином первоначально обозначается не храм как архитектурная конструкция, но общество верующих во Христа, которое именуется Телом Христовым.
Использование светских построек для христианского богослужения было широко распространено в эпоху гонений. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви, как дом–церковь в Дура–Европос (231 г.). Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерей–некрополей) Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов. На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.
Однако уже в этот период появляются и первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений. Церкви I–III веков, которые по своему внешнему облику не отличались от светских построек; архитектурные формы христианской базилики – от форм базилики светской. Лишь войдя внутрь, можно было благодаря настенным росписям и предметам литургического обихода понять, что человек оказался в христианском храме. Отдельно строились баптистерии – помещения, в которых совершалось крещение оглашенных.
В трудах Ипполита Римского, Оригена, Киприана Карфагенского мы находим свидетельство о том, что только на границе II и III века появились особые богослужебные здания, которые получили имена domus Dei, ecclesia, dominicum. Здесь уже церковь - не просто общность верующих, и кроме того, есть нечто совершенно отличное от дома; она противопоставляется ему не как помещение, не как место собрания, а по своему назначению для особых отправлений, имеющих религиозный литургический характер. Евсевий Кесарийский в “Церковной истории” пишет о мирном для христиан времени со времени Галиэна (259–268г.): “Уже не довольствуясь старыми зданиями, христиане по всем городам начали строить с самого основания обширные церкви” (Ц. Ист. VII, 1, 5).
Не оставили без внимания и вопросы о том как долго существовал у христиан обычай собираться по домам. Рассмотрели основные исторические сведения о существовании, положении и внутреннем устройстве первых церквей на открытых местах. Возражения против существования за это время открытых храмов у христиан и разбор их. Понятие “церковной собственности” и основные моменты, определяющие употребление этого термина в документах при изъятии и возвращении отдельных построек у христиан, часть из которых именуется – “церковная собственность”.