Застывшее слово
Тверская областная картинная галерея и «ТЖ» начинают проект по презентации фонда скульптуры нашего художественного музея. Основной акцент будет сделан на образах русских писателей, созданных мастерами пластических искусств.
Пушкин и Гоголь, Пастернак и Белый, Данте и Шекспир, а также другие писатели, составляющие славу отечественной и зарубежной литературы, пройдут перед зрителем сквозной чередой образов, отражая связь изображения и слова. Выполненные в различных материалах – в мраморе, бронзе, фаянсе, гипсе, – они продемонстрируют разнообразный арсенал языка скульптуры.
Открылся мультимедийно-выставочный проект «Застывшее слово» экспозицией, посвященной 155-летию со дня рождения Антона Чехова, в которую вошла скульптурная группа «А.П. Чехов и И.И. Левитан». Ее автор – Михаил Аникушин, известный советский и российский скульптор, один из наиболее авторитетных представителей традиционализма в отечественной школе ваяния, действительный член Российской академии художеств, работавший преимущественно в области монументального искусства и скульптурного портрета. Его работам свойственны особая поэтичность и богатство пластики, они отмечены своеобразным стилем, близким к классическому искусству Ленинграда, где жил и работал скульптор.
– Образ Чехова занимает одно из центральных мест в творчестве Аникушина, – рассказывает главный хранитель областной картинной галереи Анна Горбунова. – Его привлекали глубина и совершенство прозы писателя, ее демократизм и доходчивость. В 1960 году, когда был объявлен конкурс на памятник Чехову в Москве, скульптор принял в нем участие и представил свой проект. В творческом воображении скульптора образ Чехова возникал рядом с Исааком Ильичом Левитаном. Аникушина интересовали взаимоотношения этих близких по духу художников-новаторов, таких разных в его представлении и одновременно таких похожих. Композиция скульптурной группы строится на внутренней духовной связи фигур и контрастности их образов.
Чехова и Левитана, как известно, связывала тесная дружба. Познакомившись еще студентами, они пронесли родственное теплое отношение друг к другу через всю жизнь. В Третьяковской галерее хранится незаконченный портрет Чехова кисти Левитана, писатель часто бывал в мастерской художника, восхищался его работами, всячески поддерживал его в творческих начинаниях.
Скульптурная группа «А.П. Чехов и И.И. Левитан» представляет двух друзей на прогулке, ведущих безмолвный диалог.
– Кажется, что Исаак Ильич обращается к Антону Павловичу, – говорит Анна Горбунова. – Писатель же погрузился в свои мысли. Он наедине с собой, со своим творчеством. Это лаконичное обобщение авторского представления о Чехове как «натуре деликатной, гордой, независимой», сочетавшей благородство, доброту, снисходительность к людям и трагизм. Это не доктор Чехов, не академик изящной словесности, не Антоша Чехонте. Это человек особой нравственной глубины и значительности, жизнь и творчество которого продолжают привлекать и увлекать умы и чувства читателей, чья проза не теряет своей актуальности и сегодня.
Работая над образом классика русской литературы, скульптор сделал несколько вариантов композиции «А.П. Чехов и И.И. Левитан», один из которых находится в собрании Тверской областной картинной галереи, а также ряд графических и скульптурных портретов. По его проектам установлены памятники писателю в подмосковном городе Чехове, в Москве рядом со зданием Московского художественного театра имени А.П. Чехова.
Выставка продлится до 14 февраля 2015 года. Параллельно с выставкой одного произведения зрителю представлен виртуальный проект под названием «Наедине со всеми. К 155-летию со дня рождения А.П. Чехова», с которым можно ознакомиться на сайте галереи в рубрике «Арт-подвал».
Там, например, можно увидеть прижизненное издание Чехова, выпущенное в 23 томах как приложение к журналу «Нива». Книги выходили в бумажных обложках, но экземпляр галереи, объединяющий тома с 14-го по 16-й, «одет» во владельческий переплет, а обложка выдержана в чрезвычайно модном на рубеже веков стиле модерн. Она была выполнена в мастерской одного из лучших отечественных мастеров переплетного и издательского дела рубежа XIX–XX веков Отто Кирхнера. И это, разумеется, далеко не все раритеты…
Петр РУЧНИКОВ