Основные вехи истории развития и становления Киево-Печерской лавры
18 марта в помещении ИОЦ "Русский музей: виртуальный филиал" в Киеве в рамках проекта «Беседы в Русском музее» прошла очередная встреча, посвященная основным вехам истории развития и становления Киево-Печерской лавры, которая является одним из первых монастырей Киевской Руси. Монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием и его учеником Феодосием. В разговоре о первоначальном устройстве монастыря коснулись не только причин и особенностей пещерной жизни, но прежде всего проследили в целом историю становления египетского монашества, которое стало эталоном монашества на века. Только через призму монашеских практик Египта можно понять основные тенденции и направления развития христианской аскетики.
В разборе традиции, унаследованной от монастыря Эсфигмен, что на горе Афон, выделили основные характерные черты монашеской аскезы, положенной в основу монашества на Руси. Были отмечены основные влияния на традицию русского монашества у истоков ее становления со стороны различных форм монашеских практик. Так, преподобный Антоний Печерский был столпом пустынножительства и основателем отшельнического монашества, в то время как его ближайший ученик и сподвижник Феодосий в деле становления монашества на Руси был сторонником другого типа монашеской аскезы, выраженной в форме монастырского общежития. Около 1070 года в Киево-Печерской лавре преподобным Феодосием Печерским был введён Студийский устав, известный под именем устава патриарха Алексия, который станет новым витком в истории монашеской аскетической традиции и определит историю развития Киево-Печерской обители, а с нею и всего русского монашества. Под влиянием обители преподобных Антония и Феодосия традиция русского монашества с уставом распространится по всем монастырям. Студийский устав сохранялся в Русской православной церкви до половины XIV века, но со временем был вытеснен иерусалимским уставом. В некоторых русских монастырях он действовал до XVIII века. В традиции древнерусских пещерных монастырей лаврские Ближние и Дальние пещеры с примыкающими к ним Варяжскими пещерами играют важную роль в реконструкции истории прочих, не имеющих своей летописной истории обителей. Не обошли стороной и особенности лаврской погребальной пещерной традиции, отметив ее связь с литургической традицией «переоблачения». В рамках темы поговорили о лаврских храмах – пещерных, надземных, надвратных – домонгольского периода и о формировании историко-архитектурного ансамбля Киево-Печерской лавры в дальнейшей ее истории.